Задать вопрос

  
01 Март 2011

Мария спрашивает:
здравствуйте, о.Виктор!
скоро начало Великого поста. Следует ли чаще приступать к Таинству Причастия?

священник Виктор Мельников отвечает:
Здравствуйте, Мария!
Спасибо за вопрос.
Действительно - скоро начало Великого Поста, а в связи с этим необходимо собрать все силы душевные для того, чтобы достойно его (пост) провести, определив какую-либо страсть (нехорошую привычку, вообще какой-либо конкретный грех) и, научившись с Помощью Божией за время Великого поста ее побеждать, впредь более так не поступать - это и будет пост во спасение, угодный Господу. И естественно во дни Великого поста прибегать к Таинству спасительного Покаяния и Причащения Святых Тела и Крови Христовых. А как часто - необходимо определиться со своим духовником.
и. Виктор

23 Февраль 2011

Евгения спрашивает:
Здравствуйте о.Виктор!
Почему, когда исповедуешься в грехе, котороый мучил тебя долгое время, облегчения не испытываешь?

священник Виктор Мельников отвечает:
здравствуйте, Евгения!
Спасибо за вопрос.
Духовная жизнь это прежде всего подвиг, без подвига ее просто быть не может.
Но подвиги могут быть разными. Бывает героизм, когда человек идет на смерть. Это случается не только на войне. Вот как раз Православная Церковь в нынешнем столетии явила таких подвижников очень много: пострадавших было много сотен тысяч.
Но подвигом является не только это. Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.
Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все то, что человеку очень трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности - это и есть подвиг. Так происходит в духовной жизни, когда человек борется с самим собой, с своими собственными страстями. Победить, очистить свое сердце для жизни с Богом - это тоже подвиг. Самый настоящий.
Единственный, Кто заслуживает разговора – это Бог. Точнее, только через диалог с Богом человек обретает право на жизнь и право на слово. Человек, не знающий Бога, не стыдится себя и своих поступков. Ищущий Бога уже способен видеть свою нравственную мерзость. Встретивший Бога – обретает надежду и радость. И забывает о себе: «Боже, Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока успокоится в Тебе» - говорит нам св. Августин.
То, что вы не испытываете после исповеди, как вы говорите, «облегчения» - говорит о том, что вами прилагаются усилия для совершения того самого – духовного – подвига. Главное здесь – не останавливайтесь. И Господь вам поможет.
Божией помощи вам!

19 Февраль 2011

Евгений спрашивает:
Здравствуйте о.Виктор!
Сегодня дочка озадачила вопросом: "Что означают эти картинки?" Имеется в виду изображение крылатых человека, льва, тельца и орла на иконе "Неопалимая купина". Подскажите как ответить.

священник Виктор Мельников отвечает:
Здравствуйте, Евгений!
Спасибо за столь глубокий вопрос!
Постараюсь ответить кратко.
Образ иконы "Неопалимая купина" известен с ранних веков христианства. И это одна из самых сложных в толковании икон. Сам сюжет иконы основывается на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем кусте (Исх.3:1-5), переосмыслен как прообраз воплощения Сына Божиего, и выразился в изображении Богородицы - как один из важнейших ветхозаветных символов Богоматери. Сложная символико-аллегорическая композиция возникла в 16 веке - с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, окруженной небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), В лучах - воспевающие Богоматерь и поклоняющиеся Ей небесные силы и ангелы-властители стихий, символы св. евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк). Символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр.4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных Тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.
Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей - человек, Марк - орел, Лука - вол, Иоанн - лев.
Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей - человек, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел.
Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа: Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел).
Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка - голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).
У Софрония, патриарха иерусалимского: лев - сила и начальство Иисуса Христа; телец - священническое служение Иисуса Христа; человек - явление во плоти; орел - нисходящая сила Святого Духа.

19 Февраль 2011

Лидия спрашивает:
Здравствуйте, отец Виктор!
Уже несколько лет занимаюсь преподаванием предмета ОПК - участница заседаний секции "ОПК в светских учебных заведениях" в рамках Димитриевских образовательных Чтений в Ростове, председателем которой, как мне известно, вы являетесь уже не один год. Обращаюсь к вам с такой просьбой: не могли бы вы помочь в теоритических обоснованиях необходимости преподавания ОПК в школе? И еще проблема, с которой я столкнулась, ведя этот предмет: иногда возникает необходимость помочь учащимся понять и признать тот факт, что вера в Бога и наука и научное мировоззрение не находятся в противоречии, т.е. не являются взаимоисключающими антагонистами.
Спаси Господи!

священник Виктор Мельников отвечает:
Здравствуйте, Лидия!
Спасибо за вопрос.
Отвечу по-порядку: действительно, вместе с Ситько Р.М. (профессором Педагогического института ЮФУ) несколько лет сопредседательствую в секции "ОПК в светских учебных заведениях".
По вопросу теоретического обоснования - на сайте есть вкладка "Статьи" - где вы можете ознакомиться с несколькими докладами на эту тему. Список статей будет расширяться. Наверное, в будущем название этой вкладки поменяется на более соответствующее - например "В помощь учителю ОПК".
Да, действительно в процессе преподавания ОПК с вопросом о взаимоотношениях науки и религии сталкиваться приходится довольно плотно. Мною уже подготовлены материалы по этому поводу - в ближайшее время будут опубликованы на сайте в соответствующей вкладке. Такого рода материалы, думаю, будут полезны не только учителям, но и ученикам (студентам), которые мало, либо поверхностно знакомы с христианской апологетикой.
С уважением к Вашему нелегкому труду - священник Виктор Мельников.

12 Февраль 2011

Мария спрашивает:
Здравствуйте!
Спаси Господи за сайт, батюшка!
И вот какой вопрос: когда-то вступилав партию, было это давно. Особенно партийной деятельностью и не занималась, а так для "красного словца", как говорят. А, вот теперь беспокоит это. Тем более, что никакую активность не осуществляю. Может ли православный христианин примыкать к какой-либо партии? А, если это так, сам не знает зачем, должен ли выйти из неё? Если не должен примыкать, то нужно ли говорить о сем существующем факте на исповеди?
Простите, если не очень понятно изложила свою мысль.

священник Виктор Мельников отвечает:
Здравствуйте, Мария!
Спасибо за вопрос.
Находясь в какой-либо партии обычно ее члены проявляют какую-то активность во благо этой партии или союза (кроме того, что платит регулярные парт. взносы). А если нет - то какой смысл быть ее членом? Быть в качестве "мебели"? Думается, что в вашем случае оставаться и далее в качестве такого "балласта" нет смысла. А по поводу исповеди - это вам надо со своим духовным отцом решить.
С уважением, священник Виктор Мельников.

10 Февраль 2011

Евгений спрашивает:
Давно заметил, что в наших храмах очень мало мужчин и подавляющее большинство - женщины, в основном пожилого возраста. А в различных протестантских церквах очень много молодых людей, мужчин. Почему так происходит?
Заранее спасибо!

священник Виктор Мельников отвечает:
Здравствуйте, Евгений!
Спасибо за вопрос.
Почему так происходит - спрашиваете вы... Наверное от того, что мужчины наши в большенстве своем чем заняты? И где в этих "великовозрастных" игрищах место Христу с Его, например, Нагорной проповедью? Им ведь очень страшно признаться в собственных грехах, страшно выйти на Свет Божий - и в глубинах своей души большинство это осознает(!) - потому и осуждают всех и вся - оправдывая и скрывая тем самым свои собственные грехи... Это называется "ложный стыд" - подобно тому, как Адам пытался за кустиком спрятаться от Вездесущего Бога. С женщинами - то же самое, но в следствие того, что женское сердце живет больше чувствами то - чем старше она становится, тем дальше уходит плотское и ближе - ощущение необходимости покаяния.
А по поводу "протестантов" - там вопрос стоит в глубинных различиях развития нашего (Восточного) христианства и их - Западного. Там все изначально строилось на прагматизме и юридизме отношений "Бог-человек". У нас - "на всё Воля Божия"; у них - "живи и знай, что Христос тебя любит". Разница существенная! Потому и центр мироздания для них - человек, для Православия - Бог. Потому и такое отношение с Богом - "я-Тебе, а ты - МНЕ"!!! Потому и все должно быть четко, эффективно, надежно. Как "аспирин-упса". Или как быстрорастворимый кофе. Потому такой агрессивный маркетинг в проповедях, направленый, прежде всего, на молодую энергичную и успешную аудиторию - а им ведь, с молоком матери впитавшим в себя истину о времени в денежном эквиваленте - это и нужно! Не какое-то далекое "Царство Небесное" а вот здесь и сейчас - вроди бы, тоже по-Евангелию, да не туда... Потому и стараются они это ощущение все-таки пустоты заменить на агрессивную миссионерскую проповедь.
Только вот Христос не под фанфары родился...