О чем рассказывают кости
Настанет еще день, когда будут смеяться над глупостью современной нашей материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более я останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца.
Л. Пастер [1]
Слушатели. Давайте поговорим о происхождении человека. Для современного человека считать, что мы сотворены из праха, почти то же, что верить в живую и мертвую воду или в Емелю-дурачка, ездившего на печи.
Лектор. Сегодня как раз я и хотел начать разговор об этом и попытаться вместе с вами разобраться в том, о чем говорит нам наука, называющаяся эволюционной или физической антропологией, - наука, претендующая на раскрытие одной из величайших тайн творения, его вершины - Homo sapiens'а - человека разумного, как называют себя и нас с вами адепты этой науки.
Слушатели. Да, интересно, что вы скажете по поводу эволюции человека. У нас все считают, что мы - пра-, пра- (и много раз) правнуки обезьян. И, кажется, все основания есть для этого. Смотрите, сначала были просто обезьяны, потом пошли обезьяны поумнее и более умелые и более похожие на человека, потом еще чуть побольше и так далее, вплоть до наших исторических предков. От обезьян произошли питекантропы, от питекантропов - неандертальцы, затем - современные люди. Так нас учат.
Лектор. Хорошо, давайте начнем разговор. Но, прежде всего, посмотрим, на какие данные опираются современные антропологи. Вот на какие - на останки древних людей, обезьяноподобных существ, древних обезьян и т. п. - это ископаемые кости и за редчайшим исключением только кости. Второе - это следы человеческой культуры - орудия труда, к примеру, хорошо известные вам каменные рубила, предметы древнего искусства и т. п., которые "ассоциируют" с костными останками [2].
Теперь посмотрим на то, что утверждают антропологи-эволюционисты.
1. Существует так называемая стратиграфическая колонка, т. е. в прошлом была смена очень долгих периодов развития флоры и фауны на Земле, которая оставила за собою след в виде "слоеного пирога"; в каждом слое пирога лежат останки животных и растений, типичных для данной эпохи. Эта теория не является бесспорной [3].
2. Существуют костные останки древних обезьян, живших очень давно (более 2 млн. лет тому назад), которые залегают в "глубоких", "древних" слоях слоеного пирога (стратиграфической колонки). По мере продвижения "снизу вверх" по гипотетической колонке, мы видим, как постепенно эти обезьяны все более усложнялись, приближались по своему строению к человеку - об этом говорят их кости, и постепенно умнели - об этом говорит появление орудий труда (которые "ассоциируются" с костными останками), затем их усложнение, появление кострищ и, под конец уже, признаков искусства, культа и т. п., и так постепенно мы приходим к появлению современного человека (10, 14, 22).
Но самым главным свидетельством считаются все-таки кости, и в связи с этим надо заметить, что прежде чем начинать пытаться реконструировать историю человеческого происхождения от обезьяны, надо ответить на три очень важных, принципиальных вопроса:
1. Можно ли вообще на основе только сходства костных останков (пусть даже целых скелетов) судить о сходстве видов живых существ. Ведь живой организм - не только кости, но и сложнейшим образом устроенные мягкие ткани, а если мы говорим еще и о человеке, то самое главное - это разум, ведь мы пытаемся понять, как произошел Homo sapiens.
Если на этот вопрос нет положительного ответа, то всякая попытка построить эволюционную лестницу происхождения человека от обезьяны на основе только костных останков, заранее можно сказать, является сомнительной.
2. Всегда ли можно однозначно отличить человека, обезьяну, обезьяночеловека друг от друга на основе только костных останков, то есть, глядя только на кости, сказать со стопроцентной уверенностью, что это - кости человека, а это - кости обезьяны и т. д.? Обладает ли физическая антропология четкими и безошибочными методами такой оценки? (Об этом несколько дальше.)
3. Можно ли по наличию примитивных предметов культуры (например, примитивных каменных рубил) однозначно судить о состоянии ее развития в целом и о состоянии интеллекта ее носителей? И еще, всегда ли наличие "ассоциации" предметов культуры с костными останками однозначно говорит нам о том, что перед нами кости именно тех существ, которые их изготовляли и ими пользовались, или каких-то других?
Слушатели. С костями, наверное, не так просто, нас и в школе учат, что ихтиозавр и дельфин похожи по строению скелетов, но они совершенно различны по происхождению.
Лектор. Да, вы правы. С костями дело обстоит значительно серьезнее. Вот два примера, об одном я уже упоминал в прошлых наших беседах. Кости уже сыграли, так сказать, в ХХ веке одну большую злую шутку с эволюционистами. Первый пример - кистеперая рыба латимерия (целакант). Ископаемые останки этой рыбы в изобилии находили в слоях "пирога", соответствующих так называемому "девонскому периоду". Эту рыбу считали долгое время давным-давно вымершей и относили к "маркерным ископаемым" [4]. Как вам, наверное, хорошо известно из уроков биологии и географии, эта рыба обладала странными, нехарактерными для всех рыб плавниками - они напоминали лапы, отсюда и название - кистеперая рыба. Сторонники эволюции предположили, что эта странная рыба была предком представителей класса земноводных (амфибий). Костные останки этой рыбы (а в распоряжении ученых долгое время оставались только они) действительно имели нечто схожее со скелетом земноводных. Но вот произошли сенсационные открытия - несколько кистеперых рыб были пойманы живыми в Индийском океане - в 1938 и 1952 годах. Оказалось, что особенности их скелетов за предполагаемые сотни миллионов лет не претерпели изменений. Можно было бы, с точки зрения эволюционизма, ожидать, что и особенности строения их внутренних органов должно иметь что-то общее с амфибиями. При тщательных исследованиях внутренних органов целакантов никаких сходств с амфибиями обнаружено не было! При наличии внешних видимых сходств скелета со скелетами амфибий - все прочее - как у всех нормальных рыб. В мягких тканях - ничего общего ни с лягушкой, ни с тритоном (из того, что ожидалось). Латимерия оказалась простой, самой обыкновенной рыбой, а не "полу-рыбой-полу-амфибией" [5]. Таким образом кости повели ученых по ложному пути.
Еще один пример. Вы помните, наверное, что среди млекопитающих позвоночных животных выделяются два больших "инфракласса" - плацентарные и сумчатые (к последним принадлежит, в частности, кенгуру). Среди сумчатых животных (имеющих совершенно особую историю происхождения по сравнению с плацентарными, с точки зрения сторонников эволюции) есть, а точнее, скорее всего было, одно хищное животное под названием тасманийский волк. Представители этого вида, по-видимому, полностью уничтожены человеком уже в историческое время, после заселения Австралии и Океании переселенцами из Европы. Впрочем, биологи успели изучить его достаточно хорошо. У скелета этого животного есть одна особенность - он практически не отличим от скелета обыкновенной собаки, и только опытный исследователь может уловить небольшие различия [6]. Представьте себе, что исследователю-палеонтологу, при раскопках в "древних" слоях, попался скелет тасманийского волка. Как бы он его оценил? - Очень может быть, как скелет собаки или ее близкого родственника (не будь он хорошо осведомлен о проблеме различий скелетов собаки и тасманийского волка). В то время как это - скелет сумчатого животного, принципиально отличающегося от обычных млекопитающих. А по представлениям эволюционной теории различие между тасманийским волком и собакой примерно такое же, как между человеком и кенгуру!
Да, опираясь только на одни костные останки, бывает трудно судить о том, что представляли собой мягкие ткани умершего животного, определить, к какому оно принадлежало виду, к каким животным было близко по всей совокупности своих анатомических особенностей. Все это не надо забывать, когда нам предлагают эволюционные лестницы, построенные только на основе изучения костных останков.
Что касается мягких тканей - то же применимо и к особенностям психики. Еще никто, насколько мне известно, не установил прямой связи между особенностями строения черепа и уровнем интеллекта. Например, если взять объем черепа (т. е. мозга) - излюбленный показатель "гоминизации" эволюционных антропологов (14), то, - наверное, его объем у взрослого шимпанзе будет соизмерим с объемом черепа пятилетнего человеческого дитяти - но разница между ними колоссальная!
Слушатели. Но человека от обезьяны все-таки можно отличить по костям?
Лектор. Современных человекообразных обезьян и современных людей зачастую можно. Хотя надо сказать, что человекообразные обезьяны действительно очень похожи на человека и по особенностям скелета, и по особенностям физиологии, анатомии и микроструктур [7]. И надо обязательно добавить, что люди разных рас по своим особенностям строения скелета бывают очень различны [8]; и обезьяны разных видов и подвидов - тоже, и живущие, и, вероятно, давно вымершие. Добавим к этому, что и среди людей определенной расы изменчивость параметров скелета - обычное явление, и еще - у людей иногда могут обнаруживаться некоторые обезьяньи особенности скелетного строения [9].
Сходства в строении костных останков людей, обезьян и подобных существ и составляют великие трудности при идентификации их носителей, особенно когда исследователи имеют дело не с целыми скелетами, а лишь с их фрагментами, иногда очень скудными [10]. В этом легко может убедиться всякий, кто попытается непредвзятым взором взглянуть на историю эволюционной антропологии. Рассмотрим несколько исторических примеров.
1. Скелет первого найденного неандертальца из пещеры в долине Неандерталь в Германии (с него-то и началась вся эпопея поиска предков!) разные специалисты принимали то за скелет современного человека, страдавшего костными заболеваниями (Р. Вирхов), то за скелет примитивного человека (т. е. промежуточного звена между человеком и обезьяной) - так считали около 100 лет (!); то снова - за скелет современного человека, но особой расы. В настоящее время он оценивается как скелет представителя подвида современного человека - Homo sapiens neanderthalensis (22), и уж ни в коем случае не как промежуточное звено, что было "аксиомой" для советской антропологии в 50-70-х годах (14).
2. Крышка черепа питекантропа демонстрировалась Е. Дюбуа на международных конгрессах трижды, и каждый раз единого мнения не было (14). Одни специалисты утверждали, что этот фрагмент принадлежит обезьяне, другие - человеку, третьи - промежуточному звену. Сам же Е. Дюбуа, "автор" питекантропа, в конце жизни все-таки оценил ее как принадлежащую обезьяне (13, 14, 17).
3. Другая знаменитая "переходная форма" - синантроп. Его костные останки оценивались как: останки промежуточного звена между питекантропом и неандертальцем (14), останки, принадлежащие типичному homo erectus'у (22), останки неандертальца, выродившегося в пигмея (16), останки обезьяны, к скудным фрагментам черепной коробки которой присоединена человеческая челюсть, найденная приблизительно в
4. Не так давно один из известных антропологов ХХ века - Р. Лики опубликовал данные о находке
5. Одна из знаменитейших подделок ХХ века - череп эоантропа (человека из Пильтдауна), составленный из человеческой черепной коробки и обезьяньей (орангутан) челюсти, - оставалась нераспознанной всей мировой антропологической профессурой в течение более 30 лет! (13, 17, 20) [11]. Однако затем проведенное радиоуглеродное исследование привело к мысли о составном характере этого "существа". И лишь после этого при тщательном анатомическом анализе выяснили, что нижняя челюсть принадлежит орангутану, а зубы подпилены. Но раньше никто этого не заметил.
Что же это за наука, которая не умеет опознавать то, что она изучает? При такой свободе оценок можно ли вообще говорить о том, что теоретически возможно научное доказательство происхождения человека от обезьяны на основе анализа костных останков? Ситуация, имеющая место в эволюционной антропологии, совсем не такая, как, скажем, в аналитической химии, когда два специалиста определяют, что перед ними, водород или кислород; там все однозначно, и нет места множеству диаметрально противоположных мнений. Что представляла бы собою аналитическая химия, если бы она не могла однозначно отвечать на такие вопросы? Чего стоила бы филология, не могущая отличить "ямба от хорея"? Или математика, если бы при арифметическом подсчете один математик говорил "100", другой - "10", а третий - "50"? Прежде чем пытаться ответить на вопрос "Как это произошло?", надо обязательно уметь точно отвечать на вопрос "Что это такое?", уметь точно опознавать предметы своих исследований.
|
Слушатели. Наверное, честнее было бы им сказать в этих ситуациях просто: "Мы не знаем?"
Лектор. Думаю, что вы правы. Аккуратно мыслящий ученый, наверное, строго и, вероятно, достаточно узко ограничил бы тот круг находок, про которые, "положа руку на сердце", сказал бы, что он "почти уверен, что это останки человека", и также строго ограничил бы останки обезьян. А про множество сомнительных форм, фрагментов и т. п. честно сказал бы: "я не знаю, что это".
Слушатели. Но ведь все-таки придумали лестницу "австралопитек - питекантроп - неандерталец - человек"?
Лектор. Да, придумали, но удивительно то, что придумали не одну, а много и разные (12). Та лестница, о которой вы упомянули, была принята официальной советской наукой еще в середине 50-х годов (14). При чтении (14) возникало впечатление неоспоримости доказательств, "очевидности" плавных переходов, и все было "ясно". Суть ситуации в том, что эта лестница - не единственная из всех придуманных. Лестница, которую изучают студенты теперь (22), выглядит так (рис. 3): австралопитек афарский (Джохансона) (старых австралопитеков отправили "за штат", в тупиковую ветвь, они оказались "ни при чем"), затем Homo habilis, далее группа Homo erectus (питекантроп, синантроп и др.), затем сразу Homo sapiens. Идеи о плавных переходах от питекантропов к синантропам, от синантропов к неандертальцам и от неандертальцев к современным людям сняты с повестки дня, как устаревшие лозунги в марксистской партийной программе (оба учебника (14 и 22) написаны с марксистских позиций) [12]. Теперь мы, оказывается, прямо происходим от питекантропов и подобных им существ! Лестница Джохансона, принятая на вооружение авторами нового вузовского учебника, не единственная из существующих, как они это утверждают (22). Останков достаточно много, оценивать их можно по-разному. Один специалист как-то пошутил, что в настоящее время на основе имеющихся костных останков можно попытаться построить эволюционную лестницу перехода не только от обезьяны к человеку, но и наоборот - от человека к обезьяне! Такое утверждение связано с тем, что антропологам теперь хорошо известны факты наличия "очень человеческих" костей в весьма "древних" слоях [13]. Эти находки и др. факты, по мнению профессора биологии и геологии У. Раша, свидетельствуют о том, что человек жил параллельно вместе со всеми своими "предками" (13,
Рис. 3. Схема эволюционного происхождения по Д. Джохансону
К изображениям (рисункам, фотографиям) в книгах по эволюционной антропологии не надо относиться со слишком большим доверием. Например, "череп" синантропа (14, с. 229), согласно М. Боудену, в значительной степени является продуктом фантазии реставратора, соединившего фрагменты обезьяньей черепной коробки, костей лицевой части черепа и человеческой челюсти, лежавшей на расстоянии около
Не надо слишком всерьез воспринимать и параллельные ряды черепов человекообразных существ и орудий труда, якобы принадлежащих этим существам и отражающих их "прогрессивную гоминизацию". Такая трактовка фактов основывается на трех априорных постулатах: 1. Орудия труда, которые "ассоциируют" с останками гоминид, - это всегда "их" орудия. 2. Найденные орудия труда всегда отражают "потолок" развития данной культуры. 3. Уровень развития орудий труда отражает уровень развития мыслительных способностей (и следовательно, "сапиентизации"). Первые два постулата еще никто не доказал. Третий - просто неверен (см. с. 82-85 наст. издания).
Временная шкала, изображенная слева, вероятно, является продуктом предвзятого (избирательного) отношения к некоторым методам датирования (см. беседу 1.).
A. robustus - парантроп (австралопитек).
A. africanus - австралопитек африканский.
A. afarensis - австралопитек афарский.
H. habilis - человек умелый.
H. erectus - человек прямоходячий.
H. sapiens - человек современного типа (разумный).
Слушатели. Но ведь сначала пользовались примитивными каменными орудиями, потом делали посложнее, затем настал бронзовый век?
Лектор. Как утверждают многие авторы, раскопки действительно показали, что, как правило, чем "глубже" в колонке мы копаем, тем более примитивные орудия находим. Впрочем, я уже указал на то, что при этом иногда находим и непримитивные предметы (см. сноску 1). Кроме того, надо сказать, что если мы нашли какие-то орудия вместе с чьими-то костями, то совершенно не очевидными являются два утверждения: 1) эти орудия сделаны теми, кому принадлежат найденные кости [15]; 2) эти орудия составляют вершину технической культуры тех существ, которые их изготовили. Рассудите сами, ведь примитивными орудиями пользуемся иногда и мы с вами; например, кол, который мы вбиваем в землю, очень примитивен, и совершенно не обязательно его каждый раз украшать резными орнаментами. Если какие-то существа пользовались примитивными "чопперами" [16] для каких-то целей, то совершенно не очевидно, что они не пользовались и более совершенными орудиями. Кстати, нужные вещи не разбрасывают как попало даже шимпанзе (22), а если мы нашли в куче с костями еще и брошенные рубила, то что это? - Может быть брак, или полуфабрикат, или малонужная вещь; не являются ли эти рубила брошенными на землю, так же, как мы бросаем на землю кол, который нам больше не нужен?
В подтверждение укажу на данные о том, что "чопперы" действительно могут быть в принципе обнаруживаемы вместе с настоящими каменными рубилами, более совершенными по технике изготовления (22), а каменные орудия - вместе с изделиями бронзового века (16). Так что археологические находки могут не обязательно отражать, так сказать, культурный потолок данной цивилизации, но представление о том, что данная находка всегда его отражает, почему-то вошло в стиль мышления современных эволюционных антропологов (10, 14, 22).
Впрочем, даже если орудия и другие предметы культуры принадлежат тем, чьи кости найдены вместе с ними, и даже если орудия и предметы культуры отражают максимум ее развития, то остается еще один вопрос без ответа.
Слушатели. Какой?
Лектор. Является ли примитивный уровень (может быть, даже примитивнейший) цивилизации отражением примитивного уровня мышления?
Слушатели. Как же может быть иначе?
Лектор. Может, это показывают многочисленные факты. Дело в том, что современные дикари в среднем не глупее европейцев (22). Ваши сверстники, в жилах которых течет папуасская кровь, могут не хуже вас учиться в школе, в вузе и т. д. Разница между компьютерами и Шаттлами, с одной стороны, и копьями и кремневыми наконечниками, с другой, - колоссальная, но за этой пропастью стоит примерно одинаковый интеллектуальный уровень. Так что если кто-то когда-то делал "чопперы", а другой - мустьерские каменные орудия, то это еще не значит, что второй был более умен, более "сапиентизирован". Различие между "чопперами" и мустьерскими орудиями, встречающимися с неандертальцами и Homo sapiens'ами современного типа (22), несоизмеримо меньше, чем между Шаттлами и каменными топорами.
На удивительное несовпадение: колоссальное различие в культурном и техническом уровне жизни дикарей и цивилизованных людей с одной стороны, и их приблизительно одинаковый уровень интеллекта с другой стороны, еще в XIX веке обратил внимание Уоллес - соавтор Ч. Дарвина по теории естественного отбора. Это различие он оценил, как явно не соответствующее этой теории. Такой самокритичности неплохо бы поучиться современным эволюционистам у эволюционистов XIX века!
Слушатели. Вообще антропологам-эволюционистам приходится, наверное, подчас очень трудно?
Лектор. Конечно, как и всякому человеку, поставившему целью своей жизни доказательство безумной идеи. Им не позавидуешь. Здесь масса проблем. Например, если вы имеете дело не с явным захоронением, а просто с каким-то местом, где нашлись какие-то кости, то сразу возникает очень много вопросов и однозначно отвечать на них сложно.
Слушатели. Ну, а какие могут быть вопросы?
Лектор. Например, такие. Предположим, что вы начали раскапывать землю в какой-то древней пещере и нашли на одном месте, скажем, остатки кострища, каменное рубило и несколько костей, очень похожих на человеческие или, может быть, даже и на обезьяньи. Надо ответить на следующие вопросы:
1. Эти кости принадлежат одному существу или нескольким?
2. Если нескольким, то одного вида или представителям разных видов?
3. Эти существа (или существо) здесь жили (т. е. спали, пили, ели…) или здесь ели их - хищные животные (например, львы) или даже люди (каннибализм в отношениях между неандертальцами и Homo sapiens'ами считается установленным фактом (14))?
4. Чьи это кости - обезьяны, обезьян, обезьяночеловеков, обезьяночеловека, человека, нескольких людей и т.д.?
5. Если существо было одно, то это был типичный представитель вида, или носитель отклонений от нормы [17], (что может быть по очень разным причинам)?
6. Если найдены человеческие кости (например, череп), то не является ли его нахождение в данном месте результатом более позднего захоронения (некоторые дикари, например, благоговейно почитают только черепа своих предков)?
7. Орудие, которое "ассоциирует" с найденными останками, принадлежит этому существу или кому-то другому и т. д.?
Ситуация с такими находками напоминает нередко ту, как если бы мы с вами взялись копать на старой свалке и нашли при этом какие-то кости и орудия. Предположим, например, что мы нашли череп бульдога, несколько собачьих (не обязательно даже бульдожьих) позвонков и, скажем, костные останки кошачьей лапы, лежащие вместе, и в придачу вместе с костями оказался старый заржавленный ножик. Как бы мы с вами все это проинтерпретировали? Если задаваться какой-то идеей a priori, то ее "доказать" иногда очень просто. Например, предположим, что мы верим в то, что кошки произошли от собак ("люди от обезьян"). Допустим, мы не знаем, что есть породы тупомордых собак (бульдоги), а нам известны только остромордые, например, лайки и колли. Если мы отталкиваемся от априорной идеи эволюционного превращения собаки в кошку - "кошкизации" собак ("сапиентизации" и "гоминизации" обезьян), то мы имеем с вами большой соблазн предполагать, что перед нами останки "собако-кошки" ("питекантропа", т. е. в переводе "обезьяночеловека"), типичного промежуточного звена в нашей эволюционной лестнице. Ну а если мы будем находиться под влиянием еще одной априорной мысли о том, что орудия труда, находимые вместе с костями, всегда являются изготовленными тем же существом, кости которого мы нашли (по принципу: "вместе с костями гоминид всегда лежат только их орудия"), то "безусловно" имеем "неоспоримое свидетельство" высокоразвитого интеллекта, прекрасно развитых мануальных (ручных) навыков и, по-видимому, хорошо развитой способностью к знаковой коммуникации (ведь железо выплавлять и потом из него ножи делать одному очень трудно) у обнаруженного нами представителя "собако-кошек", промежуточного звена между собакой и кошкой. Вот и доказательство происхождения кошки от собаки! Чего вы еще хотите? Вот так "творятся" питекантропы и К°!
Из таких-то "свалочных" находок в значительной степени в действительности и состоит цепь "великих открытий" эволюционной антропологии. К ним, безусловно, принадлежит питекантроп Е. Дюбуа и синантропы (14, 13, 17, 20) [18]. Несмотря на всю сомнительность и питекантропа Е. Дюбуа, и остальных яванских питекантропов ("реставрированных" на основе скудных фрагментов [19]), и синантропов, они не перестают стоять на первом месте в списке существ под названием Homo erectus (22), являющихся якобы нашими непосредственными предками.
Вообще история физической антропологии напоминает какой-то современный телесериал, фантастический и одновременно детективный, c продолжениями и "без конца" - здесь в изобилии и однозначные интерпретации весьма неоднозначных ситуаций [20], и существа, "сотворенные" из одной или нескольких косточек (например, мегантроп (14, с. 222) (или те же яванские питекантропы), и тенденциозная подача фактов (как было в случае с питекантропом Е. Дюбуа (13, 17) [21], и таинственные люди, которые являются то в виде "кингконгов", то в виде обычных людей (почти как в кинофильме "Фантомас") [22], и образы фантазии, чудесным образом превращаемые в реальные предметы (например, "череп" синантропа из учебника проф. Рогинского (14, с. 229) [23], и даже "преступления века", как, например, "череп" эоантропа (13, 20).
Дело, наверное, в том, что многим очень хочется даже не доказать "обезьянью идею" (антропологи-эволюционисты просто этим не занимаются, они не ставят ее под сомнение), а просто убедить общественность, опираясь на авторитет науки (при этом не всегда считается обязательным подчинение нормам научного познания и даже этики), что в этом вопросе все явно, очевидно - человек произошел от обезьяны.
Эволюционная антропология живет и здравствует, и "развивается", и защищает докторские, и преподается в школе (в виде элементов, и в том числе "обезьянья идея" - здесь "ни-ни! чтоб не было никаких сомнений, товарищи!"). Так что же такое эволюционная антропология - наука или способ агитации?
1. Луи Пастер - основатель современной микробиологии - науки, изучающей жизнь микроорганизмов (бактерий и др.). ^ |
2. Понятие "ассоциировать" антропологами не определяется. Что значит "ассоциировать"? - расстояние в |
3. О теории стратиграфической колонки и о фактах, ей противоречащих, говорилось в предыдущей части (см. также 21). |
4. О "маркерных", или ведущих ископаемых, см. в книге Б. Хобринка (19). ^ |
5. Материал взят из книг Б. Хобринка и М. Дентона (19, 26). Еще раз напоминаю о том, что сходство между организмами - это еще не повод строить эволюционные лестницы и "древа", их связующие. Крылья летучих рыб очень похожи на крылья ласточек, но, кажется, никому еще в голову не приходило их "эволюционно" связать. ^ |
7. Впрочем, при множестве сходств есть немало и различий (см. 17). Один из отцов современной морфологии и гистологии Р. Вирхов говорил, что пытаться вести эволюцию человека от обезьяны равносильно попытке предоставлять эволюционную связь между пуделями и овцами (основываясь на наличии общего признака - вьющейся шерсти). ^ |
8. В этом легко убедиться, сравнив, например, среднего европейца и пигмея. ^ |
9. Д-р Куоццо, например, неожиданно обнаружил, что долго считавшийся типичным для обезьян признак - параллельность рядов зубов - редко, но все-таки встречается и среди современных совершенно нормальных людей (13, 17). Однако появлениеу некоторых индивидуумов отдельных особенностей, характерных для обезьян, нет никакой необходимости оценивать в качестве "доказательств" происхождения человека от обезьяны. Если следовать логической схеме подобных "доказательств", то человек оказывается потомком не только обезьяно-человека, но и шестопалых существ (шестопалость - нередко встречающаяся аномалия скелетного строения), а так же другого существа, не менее мифического, чем обезьяно-человек - легендарного Змея-Горыныча (поскольку люди с двумя головами тоже иногда появляются на свет) (20). ^ |
10. Согласно данным анализа М. Боудена, все найденные останки кандидатов в промежуточные звенья между человеком и обезьяной представлены лишь в виде фрагментов скелетов (часто очень скудных). Обезьяньих скелетов существует множество, человеческих (в том числе скелетов неандертальцев) найдено немало. А вот целого скелета обезьяно-человека до сих пор почему-то не нашли ни одного (2). ^ |
11. Заметим, что на материале "черепа" эоантропа эволюционистами, по данным Г. Морриса, было защищено около 500 (!) докторских диссертаций. ^ |
12. Надо сказать, что лестница проф. Рогинского (14) "развалилась", вероятно, в частности из-за того, что очень многие ученые считают (а это теперь даже марксистами признается (22), что люди современного типа (Homo sapiens) жили одновременно или даже раньше неандертальцев. |
13. П. Тейлор приводит семь ссылок на сообщения о подобных находках, напечатанные в солидных научных журналах, (и это не считая сообщений, опубликованных в прочих источниках); аналогичных сообщений о нахождении предметов, свидетельствующих о высокой культуре и найденных в очень "древних" слоях земной коры, - шесть (17). Для сравнения - сообщений о случаях находки останков классических питекантропов на о. Ява имеется пять (14). ^ |
14. Самыми впечатляющими из подобных фактов являются, на наш взгляд, факты нахождения многочисленных отпечатков ног, однозначно оцениваемые специалистами-антропологами как человеческие, совместно с отпечатками лап динозавров, и находка на о. Гваделупа женского скелета в глыбе мрамора, которая теперь хранится в Британском музее (соотвествующие фотогафии можно посмотреть в кн. С. Головина "Эволюция мифа" М., |
15. Наличие "ассоциаций" костей и орудий для антропологов-эволюционистов почему-то очень часто говорит о том, что они изготовлены именно теми существами, чьи кости обнаружены в данной ассоциации (14, 22, 10). Так, вероятно, появилась форма Homo habilis - "человек умелый". А вообще, таким способом можно "сотворить", наверное, очень много форм. ^ |
16. "Чопперы" - самые примитивные каменные орудия из известных; они делались из гальки (10, 22). ^ |
17. Как, видимо, и было с первым открытым скелетом неандертальца, искореженным костными болезнями, как считал Р. Вирхов. Начиная с этого случая и пошла мода на изображения неандертальцев в виде "кингконгов". ^ |
18. Первые находки питекантропа. Ни одна из находок останков древних гоминид не вызывала таких больших споров и не привлекла такого внимания, как находка, сделанная голландским анатомом и врачом Евгением Дюбуа на о. Ява в 1891-1893 гг. В нижнечетвертичных слоях на левом берегу р. Соло (или Бенгаван), близ Триниля, вместе с ископаемой фауной были обнаружены черепная крышка, бедренная кость и три зуба. Бедренная кость находилась в |
19. Яванские питекантропы (14, с. 220) - четыре находки, сделанные после находки Е. Дюбуа на о. Ява. Они представлены в виде: 1) фрагмента нижней челюсти, 2) крышки черепа (еще более "примитивной", чем крышка черепа питекантропа Е. Дюбуа, по словам проф. Рогинского), 3) фрагментов юношеского черепа (их число и размеры, и почему все эти фрагменты можно было отнести к одному существу юношеского возраста - об этом проф. Рогинский не упомянул), 4) фрагментов верхней челюсти и частей крышки черепа (те же вопросы). Все это, однако, не помешало безоговорочно оценить эту группу костных останков как "древние останки человека" (14). ^ |
20. Криминалист, пытаясь раскрыть какое-нибудь преступление, должен отрабатывать все возможные "версии" - это его профессиональная обязанность - и отнюдь не ограничиваться какой-то одной, которая ему "нравится". В исследованиях антропологов-эволюционистов очень часто отрабатывается только одна "версия" - гоминизация. Так было и с первыми находками неандертальцев, и с питекантропом Е. Дюбуа и т. д. ^ |
21. "Дюбуа также нашел поблизости два вполне человеческих черепа на приблизительно таком же уровне в пластах, которые, по словам некоторых, датируются одинаково (черепа из Вадьяка). В то время, когда Дюбуа широко рекламировал "человека с Явы" как "недостающее звено", он не упоминал об этих черепах - по понятным причинам. Если бы он продемонстрировал эти вполне человеческие черепа в то же время, когда он экспонировал своего "человека с Явы", никто не воспринял бы "человека с Явы" в качестве "недостающего звена". Он держал их в секрете 30 лет. Вплоть до |
22. Интересно, что нужно говорить на экзамене студенту МГУ, чтобы получить "5" по антропологии? - В вузовском учебнике на с. 70 изображен неандерталец в виде "кингконга", а на с. 274 читаем: "побритый, помытый и в современной одежде неандерталец не обратил бы на себя специального внимания на улице современного города" (22). ^ |