СЕКТА - свобода от совести.

 

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Великий Достоевский, например, считал, что католичество хуже атеизма, так как атеизм проповедует голый нуль, а католичество - Христа оболганного. Значит, не всякая "дорога к храму" ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на "собрание по изучению Библии" приведет к Богу. 

    Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить" духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир - это гигантский часовой механизм, человек - машина, душа - выдумка корыстолюбивых жрецов да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда - полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени - политики, бизнесмены, ученые - обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то "духовные силы", пытаются научно исследовать некие "духовные энергии". То, что в западной цивилизации совершалось столетиями - отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека "духом века сего", духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, - в России произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. После десятилетий вытаптывания ростков духовности русское поле стало прорастать терниями и сорняками. 

    Специалисты утверждают, что сегодня мир переживает религиозное возрождение. Но они же указывают на две тенденции. С одной стороны, это распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии, прежде всего New Age, и других культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых "учителей". Новые культы подчеркнуто современны, используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности. Некоторые традиционные мировые религии также стараются отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе и стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (особенно это характерно для католицизма). С другой стороны, назревает глубокое недовольство современным миром с его культом человека, его приземленностью и бездуховностью, и заметен возврат к вековым религиозным традициям, возрождение древних религий - православия, ислама. 

    Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью нового закона "О свободе совести". Послания российскому президенту направили президент и сенаторы США и римский папа. Отметим, что указанные "советчики" рекомендовали президенту России действовать столь же "решительно", как и в 1993 году, когда был расстрелян Дом Советов. Последним законопроектом, рассматривавшимся российским парламентом и тогда, осенью 93-го, был закон "О свободе совести"... 

    Еще пример. На конференции "Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями", проходившей в Вашингтоне 5-10 октября 1997г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России ( См. газету "НГ-религии", 23.10.1997г.) . На Западе хорошо понимают, что окончательной победы над Россией можно добиться лишь путем подрыва ее духовных, нравственных устоев. Так, бывший директор ЦРУ США Аллен Даллес откровенно заявлял ( Цит. по: Очнись, Россия, и восстань! (экологическая война против России). М.: "Москвитянин", 1994г., стр.56-57.): 

    "Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. 

    Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. 

    А в управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. 

    И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем". 

    Немаловажная роль в этой духовной войне против России на Западе отводится религиозному фактору. Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев - Православная Вера. Не случайно на вопрос: "Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?" бывший советник Ф.-Й. Штрауса Г. Рормозер ответил: "Кое-что мне бросилось в глаза. В последние два года на экране телевизоров мы видим изображения, вызывающие на Западе, и прежде всего в Германии, чувство растерянности. Для нас немыслимо, чтобы в таком большом городе, как Санкт-Петербург, десятки и даже сотни тысяч людей со свечами в руках маршировали вслед за Патриархом... Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям" ( Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994, стр. 158-159). 

    Говоря о усилиях Запада по насаждению сектантства на территории России, и о роли, которая отводится западными политиками деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, справедливости ради следует вспомнить об одном, крайне интересном историческом факте: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. "К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей", в котором, в частности, говорится: "Впервые за все время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господствовавшей и их угнетавшей православной церкви, предоставлена полная возможность широкого объединения... Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!.." ( Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах - М.; СПб., Феникс, 1996, 19, с. 310). 

    Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной. 

    Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом: 

1.      Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно эти конфессии были распространены вопределенных этнических групп - немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической (Прозелитизм - привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин. -прим. сост.) деятельностью среди православных. 

2.       Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как "Церковь Христа", "Новоапостольская церковь", харизматические движения, например, "Завет", корейские протестантские секты, "Семья". Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от адептов ( Адепт - последователь, приверженец какого-либо учения (в данной проблеме используется также аналогичное понятие - культист)) зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют. 

3.      Секты, претендующие на обладание "новым откровением" - мормоны (или "церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "Свидетели Иеговы", Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм. 

4.       Учения и секты из движения New Age ("Новая эра", "Век водолея"), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, "живая этика" (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр "Дианетика", "нарконон", "криминон" и т.д. ), астрология, "Академия фронтальных проблем" ("Академия Золотова"), неоязыческий центр "Юнивер", валеология, "Троянова тропа"и др. В настоящее время наблюдается процесс объединения и консолидации различных участников движения "Новая Эра", примером чего может служить возникновение в Новосибирске объединений типа ассоциации "Колыбель Сибири" или "Новосибирского комитета миротворчества". 

5.      Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз "делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права". Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ. 

    По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово "секта" означает нечто отделенное от целого. В современном мире секта - это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты "Церковь Христа" американский баптистский пастор Кип Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели "живой этики" Рерихи считали себя теми исключительными личностями, которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества "сожалели" как о "двуногих животных". Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви - вот определяющее качество секты. Секта - создание человеческое, и учение сектантское - плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, "чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию". Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями - господствовать над душами людей. Уже не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами. Такое господство намного мощнее любого другого принуждения, физического или экономического, ведь человек, отдавший свою душу "учителю", "гуру", подчиняется уже не корысти ради, и не за страх, но за совесть. 

    Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество. 

    Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками: 

1.      Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и .назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age. 

2.      Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" - два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.

3.      Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом", то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского", если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности. 

4.      Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. 

5.      Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу".) Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, С.Тороп ("Виссарион"), М.Цвигун ("Мария Дэви"), Т.Ф.Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6.      Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7.      Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей. 

8.      Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов. 

9.      Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями", стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы", один из документов "Международного общества сознания Кришны", пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина. 

    Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь - неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя). Следует извлечь урок из истории и обратиться к традиционным духовным ценностям.

    Для армии такое обращение уже началось. Заключен договор между Министерством обороны РФ и Московской Патриархией, в воинских частях строятся войсковые храмы, священники приезжают к воинам, выполняющим боевые задачи в "горячих точках". 

    Но также наблюдаются попытки оказать влияние на различные структуры министерства обороны со стороны многих сект. Отметим наиболее активные из них. Это "церковь объединения" (движение Муна), "Богородичный центр", "церковь завета", христианская миссия "семья" ("дети бога"), "свидетели Иеговы", "церковь сайентологии" (Л. Рона Хабарда), некоторые восточные культы. 

    Офицерам, в подчинении которых находятся солдаты, сегодня необходима среди всего прочего также и религиозная грамотность, знание истории и вероучения мировых религий, их значения в судьбах нашего Отечества. Необходимо владение информацией о сектах и культах, которые хотели бы подчинить своему влиянию "человека с ружьем", и с адептами которых офицеры могут столкнуться в своей служебной деятельности. 


Назад к списку