СВЯТОЙ БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ
Святой Блаженный Павел Таганрогский 8 (21) ноября 1792 – 10 (23) марта 1879. Житие
Я думаю, нет смысла в стотысячный раз перечислять имена всех великих, как российских, так и мировых деятелей науки и культуры, политиков и военачальников, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом. Казалось бы, достаточно упоминания одного только имени А.П. Чехова для того, чтобы таганрожцы были вправе испытывать чувство гордости за свою малую родину. Таганрог действительно подарил миру множество удивительных личностей.
При всём при этом по-прежнему остаётся как будто выпавшим из списка наших великих земляков человек, чей жизненный путь и даже смело можно сказать - гражданский подвиг, являются уникальными. Речь, разумеется, пойдёт о Павле Павловиче Стожкове, дворянине Черниговской губернии, родившемся 8 ноября 1792 г. Он поселился в нашем городе около 1825 года и прожил в нём большую часть своей жизни. Будучи причисленным за свою благочестивую христианскую жизнь в 1999 году Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Ростовской-на-Дону Епархии, он, однако, по-прежнему рассматривается многими нашими земляками как личность, интересная только для Православных верующих.
Для многих это просто какой-то человек, живший в Таганроге в маленьком домике, называемом "кельей", носивший простую крестьянскую одежду и говоривший простым народным языком. Но многие ли задумывались: зачем сын богатых черниговских дворян раздает полученное от родителей наследство? Зачем молодой человек, получивший достойное дворянина воспитание, вероятно, обученный светским манерам своими гувернерами, вдруг отправляется десять лет странствовать по монастырям? Почему дворянин, для которого владение иностранными языками было само собой разумеющимся фактом, говорит, как крестьянин, на малороссийском диалекте? Что произошло в его душе, когда он осознал, что он является сыном земли, именуемой Святая Русь? Почему он поселился в Таганроге? И почему, наконец, Церковь прославила его в лике святых? А ведь это - человек, совершивший свой христианский подвиг в непростое время.
XIX век - тот самый, нравы которого гневно обличали святой Игнатий Брянчанинов, Святой Феофан Затворник, Святой Иоанн Кронштадтский. Это был период, когда высшие слои российского общества давно разучились не то, что говорить, но и думать по-русски. Лишь война с Наполеоном, и то не надолго, привела их в чувство. Все сильнее возвышали свой голос провозвестники революционных идей. Терялось духовное единство нации, что и привело к катастрофическим для России последствиям.
Именно в это время будущий русский святой совершает поступок, многими непонятый как в XIX в., так до конца не осознанный и уже нашими современниками. Из жизнеописания Святого Блаженного Павла Таганрогского известно, что по достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца, Павла Стожкова-старшего, полагавшуюся ему часть наследства - земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю; заметим, что он не продал их, не подарил брату или соседскому помещику, он даже не стал завещать их какому-нибудь близлежащему монастырю, а взял и отпустил.
К тому времени на протяжении многих столетий Россия считала себя христианским государством. Но между тем в этом государстве существовали отношения, мало увязывающиеся с христианским мировоззрением. Это право одних Православных христиан безраздельно владеть и распоряжаться судьбами других, таких же, как они, Православных христиан. Что из себя представляла жизнь крестьянина в крепостной неволе, я думаю, нет нужды пересказывать заново, достаточно уже того, что помещик имел право продать своих крепостных и даже распродать крестьянскую семью порознь - мужа одному барину, жену другому, детей третьему. И заметьте, никто в христианской Руси не видел в этом парадокса. Но разумеется, многие спросят: "А куда смотрела Церковь?".
Следует заметить, что Церковь никогда не занималась изменением исторически сложившегося уклада жизни, ибо тогда она превратилась бы в политическую партию. Православная Церковь относилась к крепостному праву также, как Церковь апостольского века относилась к рабству, повсеместно существовавшему в Римской империи. Как известно, ни Господь Иисус Христос, ни его ученики не призывали к отмене существовавших социально-экономических отношений. Но Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри общественного уклада. Святой Апостол Павел, обращаясь к своему другу и помощнику Филимону, прямо указывал на этот новый вид отношений между членами христианской общины. В доме Филимона имелась христианская церковь, он также принимал у себя странников, но его раб Анисим чем-то провинился перед хозяином и бежал. Встретив Апостола Павла, он обратился в христианство. После этого случая Апостол Павел отправляет Филимону письмо (известное ныне как послание к Филимону), в котором, упоминая об Анисиме, просит принять его "не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм.1:18). И жаль, конечно, что не все наши титулованные соотечественники могли уместить в своём сознании эту заповедь - относиться в том числе и к крестьянину не как к рабу, но как к брату возлюбленному.
Да, обличителей крепостничества на Руси хватало. Но мало кто из них сделал что-либо для того, чтобы облегчить участь хотя бы тех крестьян, которые находились в их собственности. А между тем молодой дворянин Павел Павлович Стожков без бунтов, заговоров и революций сделал для своих крепостных крестьян максимум из того, что было в его силах. Что в этом уникального? Хотя бы уже только то, что произошло это за полвека до официальной отмены на Руси крепостного права.
А что же дальше? А дальше Павел Павлович Стожков отправляется по Российским монашеским обителям постигать духовную мудрость, веками накапливаемую и бережно хранимую духовниками старцами-подвижниками. Будучи мирянином, не принимая ни священного сана, ни монашеского пострига, он ведет аскетический образ жизни, проводя время в трудах, молитве и прочих подвигах. Десять лет паломнических странствий и накопленный за это время духовный опыт послужили впоследствии тому, что народ стал именовать его "старцем", подобно тому, как именуются опытные монахи-духовники. И вовсе не случаен тот факт, что блаженный Павел местом своего жительства выбирает Таганрог. Таганрог нуждался в таком светильнике, как старец Павел. Наивно было бы полагать, что духовный облик Таганрога той эпохи кардинально отличался от облика Таганрога наших дней. Торговый город, жизнь в котором движется по большей части меркантильными интересами и течет "не шатко не валко". Такая же вялость и теплохладность в вопросах веры и духовности и лишь время от времени рождающиеся от скуки сплетни и слухи будоражат полусонное существование таганрожцев.
Но именно старец Павел разбудил этот город. Он показал, что учение Христа - это не прошлое, это вечное, и следовать за Христом можно во все времена и в любом звании. Он живым, удивительно простым и понятным примером святости увлек за собой горожан, ставших его духовными чадами. Его духовный авторитет стал настолько велик, что явился причиной для ревности даже некоторых городских священнослужителей. Его внешняя простота, как и простота многих опытных духовников, проистекает из стремления не привлекать внимание людей, движимых праздным любопытством и желающих лишь позаниматься пустой болтовней, популярной в модных салонах. Свет Божественной истины зачастую сияет именно там, где нет человеческой напыщенности и искусственных спецэффектов. Божьего человека не нужно рядить в расшитый золотом дворянский мундир, его легко можно узнать и в крестьянском кафтане. Вспомните, что говорил Спаситель об Иоанне Крестителе: "Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка" (Мф. 11,8-10).
В тот период, когда в обществе начинается духовная деградация, в мир для его вразумления являются Божий праведники. Один за другим вспыхивали на Руси светильники истинной духовности и благочестия. Благочестия близкого, понятного, доступного ищущему духовных ориентиров народу. Вглядитесь внимательнее в образ Преподобного Серафима Саровского и станет более понятна суть подвига блаженного Павла. Зачем со всей Руси ехал народ в Саровскую обитель? Кого хотел увидеть? Революционера? Артиста? Экономиста? Нет. Народ тянулся к простому, согбенному от болезни монаху, но монаху, стяжавшему благодать Святого Духа. Именно он, человек, сам себя называвший "убогий Серафим", просиял как Всея России чудотворец. Именно он раскрыл смысл жизни христианина, как стяжание благодати Духа Святого. Точно также народ, ищущий живой духовности, потянулся к блаженному Павлу.
Разумеется, кому-то из современных интеллектуалов, ознакомившемуся с житием Святого Блаженного Павла Таганрогского, уклад жизни в общине подвижника может показаться чрезмерно простым, а его духовные наставления - лишёнными какой-то глубины философской мысли. Однако не следует при этом забывать, что своё служение блаженный Павел нёс большей частью среди простого народа, потому и наставления его должны были быть доходчивы, просты и понятны. Господь наш Иисус Христос тоже не читал лекций по современной астрономии приходящим послушать Его иудеям. Он тоже использовал простые и доступные понятия, иногда говоря даже притчами, для того чтобы простой рыбак мог понять, в чём суть истинной праведности и чему подобно Царствие Небесное.
Со временем вокруг Блаженного Павла сплотилась христианская община. Это был не монастырь. Это была община простых людей без монашеского пострига и вне стен монастыря, живущих по заповедям Божиим. И надо признать, что этот путь, в определённой мере, тяжелее того, которым идут монахи, спасающиеся в стенах обители. Разумеется, жизнь в монастыре тоже полна своих лишений и искушений, однако куда сложнее сохранить верность Богу и соблюсти чистоту здесь, в миру, который полон соблазнов. Попробуйте в современном мире быть честным политиком, предпринимателем, юристом, журналистом.
Как известно, созидание Церкви и храмостроительство - это не совсем одно и то же. Как созидание, так и возрождение Церкви - это прежде всего насаждение веры Христовой в людях. Церковь - это в первую очередь организация-община живых людей. Именно Блаженному Павлу Таганрогскому принадлежит заслуга возрождения настоящей христианской общины. Он не придумывал ничего нового, он не создавал альтернативу Церкви, он именно возродил то, что по стечению целого ряда обстоятельств было утрачено. Петровские реформы превратили Церковь в бюро ритуальных услуг, оставив за священнослужителями лишь церемониальные функции. Люди, приписанные к одному и тому же приходу, могли даже не знать друг друга по имени. И Святой Павел возвращает в Православие общинность, т.е. такую общность православных христиан, в которой они не порознь, а вместе, движимые любовью к Богу, сообща неся тяготы друг друга, идут по пути духовного совершенствования. Его труды оказали большое влияние на церковную жизнь, и когда мы говорим о русской традиции старчества, мы обязаны вспомнить, прежде всего, о Святом Блаженном Павле Таганрогском.
Его жизнь неразрывно связана с ещё одним выдающимся человеком. Духовником Блаженного Павла Таганрогского был иеромонах Дамиан, состоявший в братии Таганрогского Александро-Невского монастыря. Этот монастырь, известный в городе как греческий, являлся подворьем Иерусалимского патриархата, и находился на Александровской площади (сейчас на его месте стоит жилой дом).
Он являлся святыней для всей греческой диаспоры, под его сводами греки клялись, не щадя жизни бороться за освобождение своей исторической родины от турецкого владычества, здесь собирались пожертвования на нужды этой освободительной войны. Однако ничто не помешало большевикам разрушить этот монастырь в 30-е годы ХХ столетия.
Но слава монастыря на этом не пресеклась. Вышеупомянутый о. Дамиан стал впоследствии Иерусалимским Патриархом Дамианом II. И это факт не просто карьерного роста. Для того, чтобы понять роль в Православии Иерусалимского Патриарха, надо понять, что из себя представлял и представляет Иерусалим. На протяжении столетий это место сосредоточения, переплетения и тесного взаимодействия множества религий. Иерусалимский патриарх - это человек по сути дела олицетворяющий Православие в глазах сотен тысяч иноверцев, и то, что такая роль была доверена монаху, чьё духовное становление и возрастание протекали здесь, в Таганроге, свидетельствует как о высокой духовности, таки о высоких интеллектуальных дарованиях этого человека. И то, что два таких человека, как Блаженный Павел и иеромонах Дамиан были близки по духу, тоже говорит о многом.
Согласно житию, именно он, Блаженный Павел, пророчески предсказал тогда ещё скромному монаху из провинциального города его славное духовное будущее. Что касается собственно Святости Блаженного Павла, то в Церкви к лику святых не причисляют "огульно". О святости человека должны свидетельствовать неопровержимые доказательства, среди которых и те, что называются чудесами, происходившими как по молитвам самого праведника, так и тех, кто обращался к нему за помощью.
Чудеса, свидетельствовавшие о Святости Блаженного Павла, происходили как при его жизни, так и по его блаженной кончине. Среди них явленные по молитвам старца исцеления от тяжких телесных недугов, разрешения сложных жизненных проблем и многое другое, что обусловило почитание таганрогского праведника. Народное почитание Павла Павловича как святого началось задолго до официальной канонизации.
Городские летописи сохранили до наших дней упоминание о чудесном избавлении Таганрога от моровой язвы. Вот что писал в сентябре 1902 года В.Я. Светлов в ежемесячном литературном приложении "Нива": "В самом отдалённом углу кладбища находится известная всем таганрогцам могила "старца Павла", скончавшагося в конце восьмидесятых голов. Многие верят тому, что если придти помолиться на его могилу, то всё то, о чём будешь просить, непременно сбудется, если, впрочем, просьба будет благочестиваго свойства. Старец Павел был человек праведной жизни, много делавший добра окружающим и производивший на всех неотразимое впечатление нравственной чистотою своей жизни. Разсказывают много чудесных случаев о могиле старца. Например, когда в 1892 г. к городу приближалась холера, успевшая в короткое время похитить 819 человек, преимущественно из предместий и в особенности из босяцкаго населения "крепости", горожане отслужили на могиле Павла панихиду, и на другой же день эпидемия разом сократилась, а вскоре как бы обошла город стороною, и совершенно изчезла".
В советский период на Блаженного Павла было вылито множество грязи, сочинено множество мифов и пасквилей, к написанию которых приложили руку люди, тоже мнившие себя "талантливыми" писателями и журналистами. Но таганрожцы уже забыли даже их имена, а слава о Блаженном Павле распространилась уже далеко за пределы Таганрога. Поток благодатной Помощи Божией подающейся по молитвам Святого, не иссякает и в наши дни. Поклониться местам, где протекла земная жизнь Таганрогского подвижника (келья по адресу пер. Тургеневский, 82), а также в Свято-Никольский храм (ул. Шевченко, 28), где ныне покоятся его Святые мощи и часовню на старом городском кладбище, идут и идут тысячи Православных христиан со всей России и ближнего зарубежья. Не может не радовать и тот факт, что во многих церквях на восточной Украине можно увидеть икону Блаженного Павла Таганрогского, а в некоторых храмах его Образ даже включён в настенную роспись.
И думается, что до тех пор, пока будет жить любовь русского и украинского народа к нашим общим святым, среди которых достойное место занимает и Блаженный Павел Таганрогский, никакие политические разделения не смогут разорвать наше духовное единство.
На мой взгляд, внимательно вчитываясь в житие Святого Блаженного Павла, нам ещё только предстоит осознать значение этого человека не только в жизни Таганрога, но и в русской истории.
Прот. Александр Клюнков
Назад к списку