Георгиевское оружие и награды

Георгиевское оружие  и награды

 

Георгиевское оружие официально было введено в 1913 году положением о наградах, в котором говорилось: «Состоящие в военных чинах могут быть награждены георгиевским оружием. Под георгиевским оружием разумеются: шпаги, сабли, палаши, шашки и кортики существующих образцов с эфесами, сплошь позолоченными, с лавровыми украшениями на кольцах и наконечниках ножен. На эфесе имеется надпись: «За храбрость» и помещен крест ордена святого Георгия уменьшенного размера из финифти, а темляк к оружию — из георгиевской ленты. Жалуется оно генералам, штаб- и обер-офицерам за выдающиеся воинские подвиги, требующие несомненного самопожертвования». Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, жаловалось только генералам и адмиралам.

 Одно из первых достоверно известных награждений холодным оружием относится к Петровской эпохе. 27 июня 1720 года князю Голицыну за разгром шведской эскадры при острове Гренгам «в знак воинского его труда послана шпага золотая с богатыми украшениями алмазами».

В дальнейшем известно множество награждений золотым оружием с бриллиантами для генералов, и без бриллиантов для офицеров с различными почётными надписями («За храбрость», «За мужество», а так же некоторые с указанием конкретных заслуг награждённого).

28 сентября 1807 года подписан указ о причислении офицеров и генералов, награждённых золотым оружием «За храбрость», к статусу кавалера российского ордена.

С 1855 года к Золотому оружию полагался темляк Георгиевских цветов.

В 1869 году награждённые Золотым оружием получили общественный статус Георгиевского кавалера, но само оружие считалось отдельной самостоятельной наградой. С 1878 года генерал, награждённый Золотым оружием с алмазами, за свой счёт должен был изготовить простое Золотое оружие с Георгиевским темляком для ношения в строю вне парадов, на эфесе оружия крепился крест ордена Св. Георгия. К Золотому оружию «За храбрость» крест ордена не полагался, только темляк.

В новом Статуте ордена Св. Георгия 1913 года Золотое оружие причислялось к ордену Св. Георгия как одно из его отличий с официальным названием: Георгиевское Оружие и Георгиевское Оружие, украшенное бриллиантами. Маленький эмалевый крест ордена Св. Георгия стал помещаться на эфесе всех видов этого оружия.

 

            Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи. В расширенном смысле — всеохватывающий комплекс отличий офицеров, нижних чинов и воинских подразделений.

Учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя и упразднён в 1917 году после Октябрьской революции. Имел четыре степени отличия. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой высшей степенью ордена всего 23 человека, из них только четверо стали полными кавалерами. А также 2 возложения на себя знаков ордена 1 степени, императрицей Екатериной II по случаю учреждения ордена, и Александром II по случаю празднования 100-летнего юбилея ордена. Второй степени ордена были удостоены 125 человек. С 2000 года орден Святого Георгия — военная награда Российской Федерации.

Орденские знаки не нумеровались, но велись списки награждённых.

Орден Святого Георгия выделялся своим статутом среди других российских орденов как награда за личную доблесть в бою, и заслуги, за которые офицер мог быть удостоен награды, строго регламентировались статутом ордена.

           

Орден Св. Георгия был учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769, спустя год после начала русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Впервые в России орден был разделён на 4 степени, и предназначался для награждения сугубо за отличие в военных подвигах. Предусматривалась и другая возможность: поскольку «не всегда всякому верному сыну отечества такие открываются случаи, где его ревность и храбрость блистать может», претендовать на получение ордена 4-й степени могли и те, «кои в полевой службе 25 лет от обер-офицера, а в морской 18 кампаний офицерами служили».

В 1807 году учреждён «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов, причисленных к ордену святого Георгия. Знак отличия (серебряный крест) позднее приобретёт неофициальное название «солдатского Георгия». Не ограничивалось количество награждений одного человека знаком отличия. Офицеры не награждались, но могли носить этот знак, если получили его до производства в офицерский чин.

Награждение золотым холодным оружием с надписью «За храбрость» и темляком из Георгиевской ленты официально приравнивается к орденскому, а награждённые золотым оружием вносятся в общий орденский список.

В 1833 году статут ордена был расписан подробно, с детальным описанием воинских доблестей по каждому роду войск, за которые имели право на награждение. Более детально был расписан срок службы, требуемый для награждения за выслугу лет, а также прибавилось требование участия хотя бы в одном сражении для получения Георгия 4-й степени за выслугу лет. Установился строго последовательный от 4-й к 3-й степени порядок награждения. В статут включили статьи для солдатского «Знака отличия военного ордена».

Георгиевские кресты четырех степеней.

 

Награждение орденом св. Георгия второй степени всегда служило показателем признания полководческого мастерства. Такой орден заслужили в боях выдающиеся русские военачальники Ф.Ф. Ушаков, П.И. Багратион, М.И. Платов, П.П. Коновницын, А.И. Остерман-Толстой, Н.Н. Раевский, А.П. Ермолов, И.В. Гурко, М.Д. Скобелев. Последним кавалером ордена второй степени стал генерал от инфантерии Н.Н. Юденич, командовавший Кавказским фронтом в Первую мировую войну.

Ордена св. Георгия третьей степени были удостоены прославленные генералы И.А. Ганнибал, И.М. де Рибас, Я.П. Кульнев (его Наполеон назвал одним из лучшим кавалерийских офицеров), П.С. Кайсаров, М.И. Драгомиров, А.А. Брусилов.

Георгиевскими кавалерами ордена четвертой степени стали тысячи генералов и офицеров русской армии. Перечислить фамилии даже наиболее известных из них в короткой статье просто невозможно. Это и поэт-партизан Д.В. Давыдов, и известный художник-баталист В.В. Верещагин, и декабрист С.Г. Волконский, и выдающийся ученый и флотоводец адмирал С.О. Макаров. В 1904 году произошел беспрецедентный случай, когда все офицеры, участвовавшие в бою, были представлены к ордену св. Георгия четвертой степени. Это случилось после знаменитого боя кораблей «Варяга» и «Корейца» с вражеской эскадрой при Чемульпо 27 января. Даже корабельный священник «Варяга» М. Руднев получил золотой наперстный крест на георгиевской ленте (что с 1790 года являлось боевым знаком отличия).

До 1855 года орденом четвертой степени награждали офицеров за выслугу 25 лет в армии или участие в 18 кампаниях на флоте. Но в этом случае на лучах орденского знака помещалась соответствующая надпись.

В годы первой мировой войны стали награждать орденом св. Георгия и посмертно. Одним из первых, «смертью запечатлевших подвиг», как писалось в приказах о посмертных награждениях, был летчик П.Н. Нестеров, совершивший первый в мире воздушный таран.

После февральской революции было разрешено награждать орденом св. Георгия нижних чинов, принявших на себя в ходе боя обязанности офицеров и проявивших при этом храбрость. Одновременно офицеры по решению собрания нижних чинов подразделения могли за подвиги награждаться солдатским Георгиевским крестом. В этих случаях на ленту ордена или Георгиевского креста добавлялась металлическая лавровая ветвь. Такие награды в армейской среде ценились особенно высоко.

Была в русской армии еще одна очень престижная награда для офицеров и генералов за подвиги на поле боя, которая вводила ее обладателей в ранг георгиевских кавалеров. Это - золотое Георгиевское оружие.

Для награждения нижних чинов в России с 1807 года существовал Знак отличия Военного ордена святого Георгия - знаменитый солдатский Георгиевский крест. Он повторял форму знака ордена св. Георгия, но изготавливался из серебра. В статуте Знака отличия перечислялись конкретные «воинские подвиги, кои могут дать право на такое отличие».

Первыми были удостоены солдатского Георгия унтер-офицер Кавалергардского полка Е.И. Митюхин, унтер-офицер Псковского драгунского полка В. Михайлов и рядовой Кавалергардского полка К. Овчаренко. Им были вручены знаки отличия Военного ордена под номерами 1, 2, 3. Первой женщиной, удостоенной Знака отличия Военного ордена, стала Надежда Дурова - знаменитая кавалерист-девица. Крест за номером 6723 был вручен ей за спасение в бою офицера.

Первоначально Знак отличия Военного ордена не имел степеней, а в 1856 году был разделен на четыре степени: первая и вторая - золотые кресты, третья и четвертая - серебряные.

В 1913 году был утвержден новый статут, и Знак отличия Военного ордена стал официально называться Георгиевским крестом.

Награждение Георгиевским крестом давало значительные привилегии: повышение денежного содержания, пенсию по увольнению в запас, освобождение от телесных наказаний, присвоение очередного воинского звания до подпрапорщика и т.д.

Георгиевский крест носился и после присвоения офицерского звания. С гордостью носили на своих мундирах полученные за Бородино скромные солдатские Георгиевские кресты декабристы М.М. Муравьев-Апостол и И.Д. Якушкин. По четыре Георгиевских креста в годы первой мировой войны заслужили известные полководцы И.В. Тюленев и В.И. Чапаев. Георгиевскими кавалерами были выдающиеся советские военачальники Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский. Полный Георгиевский кавалер донской казак К.И. Недорубов за подвиги в годы Великой Отечественной войны был удостоен звания Героя Советского Союза.

В первой половине XIX века для награждения нижних чинов за военные подвиги была учреждена медаль «За храбрость» на георгиевской ленте. С 1878 года медаль была разделена на четыре степени. Первая и вторая - золотые, третья и четвертая - серебряные.

Кавалер полного банта георгиевских наград Семен Буденный

 

В 1913 году медаль «За храбрость» была причислена к георгиевским наградам. С этого времени полный «Георгиевский бант» стал состоять из четырех Георгиевских крестов и четырех Георгиевских медалей «За храбрость». Заслужить полный георгиевский бант было чрезвычайно трудно. Он являлся показателем громадного мужества, воинского мастерства и доблести награжденного. В первую мировую войну полный бант георгиевских наград заслужил С.М. Буденный.

Медалью «За храбрость» могли быть награждены и гражданские лица, но только за отвагу в военное время. Так, в Первую мировую войну первой боевую награду на севере России в Беломорье получила дочь смотрителя маяка М. Багренцева. А было награжденной в это время всего двенадцать лет.

Существовали и особые коллективные награды для целых воинских частей, относящиеся к ордену Святого Георгия. Это особые «Георгиевские отличия» — знамена, штандарты, флаги, трубы, рожки, петлицы на воротниках мундиров нижних чинов. Они выдавались полкам и экипажам, особенно отличившимся в сражениях.

Первые Георгиевские знамена и штандарты заслужили в битве при Шенграбене в 1805 году Киевский гренадерский,

Черниговский драгунский, Павлоградский гусарский и два донских казачьих полка. Вспомним первый бой Пети Ростова и батарею капитана Тушина в романе «Война и мир», — именно Шенграбенское сражение описано Л. Н. Толстым.

Георгиевские знамена и штандарты отличались от обычных тем, что на полотнище вышивалась надпись, пояснявшая, за какой подвиг дана награда. Так, на первых была надпись: «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 г. в сражении 5000 корпуса с неприятелем, состоявшим из 30 000».

В навершия Георгиевских знамен и штандартов вместо двуглавого орла вставляли знак ордена Святого Георгия, а кисти крепились к древку на георгиевских лентах, а.не на галунной тесьме. Кроме того, на знаменах на груди двуглавого орла изображался щит со святым Георгием. Позднее к древкам стали привязывать и темляки на георгиевской ленте. Большое количество Георгиевских знамен и штандартов было пожаловано за подвиги во время Отечественной войны 1812 года. За редким исключением надпись у всех полковых знамен была одна: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России. 1812 г

Первыми Георгиевскими трубами были награждены Московский гренадерский и Стародубовский драгунский полки за успешные действия в ходе русско-турецкой войны 1810 года. Впоследствии оркестры многих гвардейских и армейских полков украшались серебряным блеском и особым звучанием наградных труб и рожков.

Георгиевские-кормовые флаги, вымпелы и адмиральские флаги были введены в 1819 году как награда за подвиги русского военного флота. Отличие Георгиевского морского флага от привычного Андреевского состояло в том, что у него в центре помещался красный щит с изображением святого Георгия, поражающего дракона.

Первым среди кораблей русского флота кормовой Георгиевский флаг получил экипаж линейного корабля «Азов» за храбрость, проявленную в Наваринском сражении с турецким флотом в 1827 году.

Таким образом, постепенно в России сложилась логичная система самой популярной и желанной награды за военные подвиги — институт ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

После октябрьских событий 1917 года были отменены ордена и все знаки отличия, упразднен существовавший при Министерстве императорского двора Капитул российских орденов. Но славные боевые традиции предков не были преданы забвению. Прошли годы и возродились Георгиевские награды. В 1943 году был учрежден солдатский орден Славы трех степеней, статут которого напоминает положение о Георгиевском кресте, а носится орден на черно-оранжевой георгиевской ленте. На такой же ленте носят ветераны медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Георгиевские ленты украшают бескозырки моряков с гвардейских боевых кораблей. А в наши дни в наградную систему России вернулись славные награды Отечества - орден святого Георгия и Георгиевский крест.

 Награждение духовенства
С конца XVIII в. лица духовного звания могли быть представлены георгиевским наградам, среди которых были орден святого Георгия, золотой наперсный крест на георгиевской ленте, золотая панагия на георгиевской ленте, знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты), Георгиевские медали. При этом нормативных документов о порядке пожалования духовных лиц георгиевскими наградами не существовало.

Панагией на георгиевской ленте были пожалованы во время первой мировой войны Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) (1915) и Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) (1916). Церковнослужители могли получать знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты). Таким знаком был, в частности, награжден во время Отечественной войны 1812 г. пономарь Смирягин, действовавший во главе отряда крестьян и отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.

С 1885 г. ношение светских знаков отличия духовными лицами при богослужении не допускалось, за исключением ордена святого Георгия, наперсного креста на георгиевской ленте и креста в память Крымской войны 1853-1856 гг. С 1886 г. священникам разрешалось ношение одновременно 2 наперсных крестов только в случае, если один из них был на георгиевской ленте или в память Крымской войны. Утверждения наград для священнослужителей совершались Архиерейским синодом Русской православной Церкви за границей вплоть до нач. 30-х гг. XX в. Г. о. 4-й степени с нач. XIX в. по март 1917 г. были награждены 16 чел.

Наперсный крест на георгиевской ленте до кон. XIX в. получили не менее 170 чел., с нач. XX в. по март 1917 г.- не менее 330 чел. Среди награжденных было неск. капелланов, подданный Великобритании В. Р. Ф. Аддисон был единственным капелланом, пожалованным орденом святого Георгия (1916). Ок. 10 священнослужителей были награждены Г. о. и солдатским Георгиевским крестом с марта 1917 по февр. 1918 г. Наперсным крестом на георгиевской ленте награждены не менее 13 чел. в Белой гвардии.

Архив: РГИА. Ф. 806. Оп. 1-5, 16-17; ГАРФ. Ф. 3696. Оп. 1. Д. 15-16; Оп. 2. Д. 1, 3, 5; РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 8-9, 18-19, 28; Ф. 2082. Оп. 1. Д. 7.

Литература: Капков К. Г. Георгиевские награды рос. духовенства // 11-я Всерос. нумизматическая конф. С.-Петербург, 14-18 апр. 2003 г.: Тез. докл. и сообщ. СПб., 2003. С. 284-286; он же. Памятная книга Георгиевских наград рос. духовенства (в печати).

К. Г. Капков, С. С. Левин

 

 


Назад к списку