Выступление на XI образовательных Димитриевских чтениях, проведенных совместно Министерством образования Ростовской области и отделом религиозного образования и катехизации Ростовской на Дону Епархии Русской Православной Церкви
в г. Ростове-на-Дону 13-14 ноября 2006 года.
Доклад подготовил:
председатель секции «Преподавание Основ Православной культуры в средней школе»
священник Виктор Мельников,
Культурологические аспекты Православия в светской школе
Священник Виктор Мельников,
настоятель Свято-Георгиевского храма
пос. Зеленолугский Мартыновского района
Ростовской области, учитель МОУ-КСОШ№5
1. Специфика гражданских ценностных ориентации современной молодежи.
На сегодняшний день специфика современных гражданских молодежных ценностей играет решающую роль в реализации, целевых установок духовно-нравственного воспитания в школе. При этом данное влияние прослеживается не только на макро-, но и на микроуровне (уровне семьи, коллективов воспитательных и образовательных учреждений).
В молодежной среде усиливается установка на высокий образовательный уровень. Так, по данным мониторинга «Молодежь России», в целом по стране 21,0% молодых людей заявили, что образование, профессия являются для них наиболее важным в жизни. Среди жизненных проблем образование и воспитание вышли на второе место. Однако необходимо заметить, что образование рассматривается молодыми людьми преимущественно не в отношении его значения для саморазвития личности, но как средство для профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус и социальный престиж. Поэтому ценность образования, существенная сама по себе, в данном случае выступает как безотносительная по отношению к решению проблем смысла жизни, различения добра и зла, блага и неблагополучия. В свою очередь неудовлетворительность решения этих проблем стимулирует развитие опасной тенденции аморализма, допустимости нарушения нравственных и иных социальных норм, если это необходимо для достижения личного благополучия. В молодежной среде все более утверждается ситуативная мораль, хотя этот процесс и существенно затруднен в силу его неорганичности отечественной культурно-исторической традиции и сохранению определенного влияния религии на молодежь. Сегодня ощущается падение интереса молодых людей к смысложизненным ценностям, которое стимулируется и широким распространением в молодежной среде массовой культуры, образцы которой не только несут в себе огромный потенциал аморализма, жестокости, насилия, но и достаточно откровенно пропагандируют в качестве всеобщего образца «одномерную личность», лишенную высоких порывов и духовных интересов. Наряду с этим за последние несколько лет культурные приоритеты молодежи резко изменились в сторону предпочтения западной продукции. Особенно ярко это проявляется в интересах и увлечениях молодежи, относящейся к «группам риска», в частности, к молодым людям с девиантным поведением. В этой среде интерес к западной массовой культуре является практически всепоглощающим.
Совершенно очевидно, что фактором, определяющим структуру целей и задач воспитательного процесса в школе, является потенциал субъекта воспитательно-педагогической деятельности, который может, на мой взгляд, определятся условиями:
- Сочетание общепедагогической и специальной подготовки для ведения воспитательной работы;
- единство теории и практики воспитательной деятельности;
- координация форм и методов с уровнями воспитательной работы.
Главную цель, связанную с обеспечением развития русской цивилизации и культуры, можно сформулировать лишь на основе преемственности и развития национальных культурно-исторических традиций. Почему же именно на этом фундаменте национальных традиций должно развиваться образование и воспитание? Обратимся к мировым классикам, изучавшим данный вопрос.
Так, англо-американский классик XX века, лауреат Нобелевской премии в области культуры Томас Стернз Элиот, все творчество которого посвящено осмыслению глубочайшего кризиса современной цивилизации, в своем фундаментальном эссе («Заметки к определению понятия «культура») пытается обосновать понятие культуры. Pi единственным результатом его размышлений становится осознание того простого факта, что культура шире, глубже, дальше, чем мы можем себе представить, что она «не просто сумма нескольких видов деятельности, но образ жизни».
О том же в «Основах христианской культуры» (Женева, 1937 г,) писал и Иван Ильин: «Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности» и «Культура творится изнутри, она есть создание души и духа».
Далее Элиот задается вопросом: «Может ли хоть какая-нибудь культура возникнуть и существовать сама по себе, без религиозной основы? Можно пойти дальше и спросить: а не является ли то, что мы называем культурой народа, и то, что мы называем его религией, разными сторонами одного и того же явления, ведь культура по сути своей - это: воплощение религии народа». Касаясь взаимоотношений религии и культуры, он дополняет свое определение парадоксальным утверждением: «религия и культура - аспекты одного единства» и они же могут стать как «два различных и противопоставленных предмета». Ибо чем сознательнее становится вера, тем сознательнее будет развиваться и неверие; появляются равнодушие, сомнение и скептицизм, а также стремление приспособить религиозные догмы к тому, что люди каждой данной эпохи считают наиболее заслуживающим веры...
«Церковь должна быть бессильна, как Бог», - говорил Антоний Сурожский (см.: 2 Кор. 12:9 «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова»). Это «бессилие», как видим, требует огромной духовной силы.
2. О преподавании Православия в школе.
Таким образом, в специальном обучении православию при существовании курсов духовно-нравственной
ориентации нет необходимости. Ибо вся наша культура насквозь пропитана православием. Существующий на сегодняшний день курс «Основы православной культуры» дает именно такое представление о православии в светской школе. Однако, наряду с рекомендованной министерством образования РФ единой программой по предмету «ОПК» (под редакцией Бородиной) существует множество учебных и методических пособий с одноименным названием. «Все они никакого отношения собственно к культуре не имеют, все они - переложение учебника Закона Божия протоиерея Серафима Слободского (учебник написан в США в середине XX в.), даже его структура полностью соблюдена», - предостерегает руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, игумен Петр (Мещеринов). «Ученику первого класса предлагается за год усвоить средний семинарский курс по догматическому, сравнительному и литургическому богословию... К какому эффекту это может привести - учит (вернее, не учит) нас история. Именно это, на мой взгляд, вызывает недовольство общества, которое мы привычно интерпретируем как козни злых либералов»,- отметил он в своем докладе, выступая на круглом столе «Церковь и дети» в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря 9 ноября.
Сейчас не только этот немаловажный факт дает почву для активных нападок на предмет «ОПК». Многими видными деятелями заявляется, что в российских школах не должны преподаваться «Основы православной культуры» или «Основы мусульманской культуры», а вместо этого должен читаться курс истории всех религий и при этом основы мировых религий должны быть обязательным предметом, так как человек должен знать культуру народов, которые живут рядом с ним.
ОДНАКО! Именно о таком развитии событий нас и предупреждали классики мировой культуры - и Элиот (представитель западной культуры) и Ильин (представитель русской культуры)!
Тогда мы должны идти навстречу пожеланиям с учетом исторического культурного опыта - привлечь дополнительный материал, расширив существующий курс «ОПК» до ознакомления учащихся с историей иных религий, имевших значение в становлении общероссийской культуры в целом. Такой учебник уже существует - «Христианство и религии мира» под редакцией кандидата богословия, священника Олега Давыденкова.
Планирование настоящего курса «Христианство и религии мира», согласно которому ведется преподавание уже в течение 5 лет в казачьей школе № 5 пос. Зеленолугский Мартыновского района ставит своей целью дать учащимся знания, необходимые для выработки собственного подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как основополагающий элемент культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. (Так же, в школе ведутся занятия по предмету «Основы Православной культуры»).
Программа курса сознательно асимметрична. Эта асимметричность вызвана тем, что курс имеет конкретного адресата - российского школьника. Курс призван помочь стать учащимся наследниками культуры той страны, где воспитываются они, где выросли их родители, бабушки, дедушки... Поэтому более половины часов планирования посвящены изучению Библейской Истории, Православия, как религии большинства верующих россиян (см. «Указ Президента РФ 17/12/97 г. N 1300 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации).
Достаточное внимание уделено также религиям -иудаизму, исламу, индуизму, буддизму, оказавшим известное влияние на культуру народов России, а так же на мировую культуру в целом.
Особое место отведено на изучение «новых» культов деструктивного характера, как превентивная мера по раскрытию известной опасности, заключенных в принципах деятельности организаций данного типа (см. «Указ Президента РФ 17/12/97 г. N 1300 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации).
Как отдельная тема курса, изучаются некоторые особенности свободы выбора вероисповеданий, а так же опасность слепого выбора - как базового в развитии религиозного фанатизма.
Все темы и разделы освещаются как самостоятельные вопросы, так и с точки зрения основополагающей для всех европейских государств и их законодательств (Конституций) культуры - христианства, раскрываются различные аспекты взаимоотношений между христианством и другими религиями.
Таким образом, этот общий курс в школе называется «История религий мира» и ведется параллельно по двум программам. И, входя в этот курс, дети получают возможность знакомиться с православием совершенно естественно, через культуру, что защищает их от всякой профанации. Православие предстает перед ними в глубине родной культуры как вечная и непостижимая тайна, из которой только и может свободно произрасти настоящая вера (а не мимикрирующая под религию идеология). Создать условие для такого произрастания - и есть основная, первейшая задача образования, которая заложена в реализацию данного курса в МОУ КСШ № 5 поселка Зеленолугский.
1. И.А. Ильин. «Основы христианской культуры».
2. Писатели США о литературе. М., 1974.
3. Элиот Т.С. Избранная поэзия: Поэмы, лирика, драматическая поэзия. (Параллельные тексты на рус. и англ. языках). СПб, 1994.
4. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. - М.: Советская энциклопедия, 1962.
5. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное становление специалиста в колледже и ВУЗе». Старый Оскол-Белгород, 2005.
6. Материалы Интернет-издательства «Благовест-Инфо».