Воспитание в семье и школе - два крыла становления личности (читаем далее)

«Воспитание в семье и школе - два крыла становления личности» 

Подготовил: священник Виктор Мельников,

настоятель Свято – Георгиевского храма,

пос. Зеленолугский, Мартыновского района,

учитель МОУ «Казачья средняя школа №5» пос. Зеленолугский. 

    

«Помните, что ребенок – зеркало

жизни своих родителей»

А.С. Макаренко

Сегодня православной общественностью России активно об­суждается вопрос о христианизации образования. Вопрос этот и внутренний - для христиан, для православных школ и универси­тетов, — и общероссийский, так как невозможно понять ни рус­скую, ни мировую литературу, ни искусство, ни европейскую ис­торию без элементарных представлений о христианстве. Интересна в связи с этим точка зрения Хомякова на вопрос о соотношении вероучительного и общеобразовательного компонента в школе и универ­ситете. Здесь, прежде всего, важна работа Хомякова «Об общест­венном воспитании в России», написанная около 1858 года. Ко­нечно, время тогда было другое, Православие было государствен­ной религией России. Однако Хомяков все равно подчеркивал тот политический принцип, из которого следует исходить в этом вопросе: государство не имеет права изобретать какую-то свою особую политику в образовании, а должно здесь руководство­ваться голосом общества и земства: «Внутренняя задача Русской земли есть проявление общества Христианского, Православного, скрепленного в своей вершине законом живого единства и стоя­щего на твердых основах общины и семьи. Этим определением утверждается и самый характер воспитания; ибо воспитание, ес­тественно даваемое поколением предшествующим поколению последующему, по необходимости заключает и должно заклю­чать в себе те начала, которыми живет и развивается историчес­кое общество». Что же касается непосредственно христианско­го воспитания, то здесь основатель славянофильства настойчиво рекомендовал делать упор, прежде всего, на реальную церковную жизнь Православия, а уже во вторую очередь, на преподавание богословия. Основа веры есть именно жизнь в Церкви, а не вы­учивание богословских формул, которое само по себе нередко может даже и оттолкнуть от веры и Церкви. Школе следует здесь больше опираться на православие семьи учащегося, а универси­тет должен иметь свой храм и организовать участие воспитанников в богослужении, подчеркивал Хомяков.

 Учащийся должен сначала полюбить Православие, — и эту любовь внушает, дарует Сам Бог! Этого требует сама природа христианской истины, которая есть не просто богословская теория, а истинное бытие. Православный приобщается этому истинному бытию именно в Церкви, в ее культе, в ее таинствах. Сначала культ, а потом уже объяснения и богословские рассуждения. Говоря о преподавании богословия, Хомяков писал: «Оно необходимо, но не в нем заключается осно­ва Христианского и Православного развития душевных способ­ностей в юношестве. Эта основа заключается в чувствах сердца, укрепленных постоянной привычкой к внешнему обряду Право­славия».

Основной средой, в которой происходит непрерывное развитие ре­бенка, является семья. Она - часть общества, а потому несет в себе его традиции и обычаи. Можно с полной уверенностью сказать, что по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано семьей. По словам  В.А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя».  90%  воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Отсюда возникает насущная необходимость для педагога поддержи­вать и укреплять связь с семьей, согласовывать с ней свою воспита­тельную деятельность. Семья вместе с Церковью может создать бла­гоприятные условия для нравственного развития и духовного ста­новления ребенка. Образовательные учреждения призваны помогать семье в деле воспитания подрастающих поколений.

Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка.  Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.

Нынешняя потребность в людях, продиктованная исключительно рынком труда, бракует невостребованных индивидов жестче всякого «естественного отбора». Остается единственный шанс спасти ребенка от «ненужности» - как можно раньше обеспечить ему профессиональную нишу. Как тут не соблазниться методикой внутриутробного изучения любых иностранных языков или интенсивным освоением математической логики в течение первого года жизни. Но общественные потребности изменяются так прихотливо и быстро, что несчастные родители, уже с трудом прогнозирующие даже собственную карьерную перспективу, в ужасе хватаются за любое модное увлечение. А вдруг не сегодня-завтра детям понадобится «третий глаз»? А вдруг каждому надо будет «плавать раньше, чем ходить»? Скорее, скорее развить все эти скрытые в нем способности. Сделать его если не лучшим, то, по крайней мере, «конкурентоспособным» (еще одно экономическое требование нового воспитания). Вся эта гонка создает вокруг воспитательного процесса какой-то биржевой азарт. Какое-то время тепло хранила сидящая дома добрая бабушка. Но сегодня во всем цивилизованном мире «добрые бабушки» исчезают, как мамонты. Вместо общения с внуками, современные бабушки проводят время за просмотром бесконечных «семейных» телесериалов, в то время, как их внуками занимаются «специалисты». Действительно: бизнес открыл для себя новую нишу – в сфере образования. А для этого нужно убедить родителей, что они абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны, и без их квалифицированной помощи не научатся любить собственного ребенка!

Еще совсем недавно новации понимались совсем не так, как при современном потребительском обществе. Новации – это трансляция современным для учащихся языком непреходящих ценностей, знаний и истин. А усилиями предпринимателей в сфере образования, создавших новую сферу бизнеса, механизм нововведений стал технологией оккупации школьных программ иной образовательной идеологией. Это именно иная идеология, а не инновации. Насаждается она с целью отрыва подрастающего поколения от собственных исторических традиций, формируя «новое» мышление для нового типа общества: общества потребления и услуг. Вот и школа сейчас переходит в сферу «предоставляемых услуг по образованию». Разрушается основной принцип образования — культурологическая преемственность. Традиции объявлены стилем ретро, не соответствующими современной действительности, современным рыночным отношениям. Поэтому от традиций надо срочно избавляться. В рамках такого реформаторства механизмы и технологии отрыва от традиций стали называть «инновациями».

На самом же деле к новациям в педагогике нужно подходить крайне осторожно, поскольку педагогика сама по себе — наука консервативная. Все изменения в ней должны проходить тщательнейшую проверку, вноситься очень аккуратно.

Самоотстранившись от процесса воспитания ребенка, родители переложили на школу заботу и ответственность по его воспитанию. Таким образом, учитель становится как бы ответственным за чужих детей, еще одним родителем. Действительно, в русской дореволюционной, и в советской школе учитель был своего рода миссионером. Он не только преподавал, но и воспитывал, развивал у детей осмысленное восприятие действительности, системное понимание предметов реальности, формировал нравственные качества, показывал пример служения делу, помощи и поддержки слабого: старался подтянуть отстающих учеников, оставался после уроков и проводил дополнительные занятия. Авторитет учителя был высок. Сегодня, с одной стороны, учителям внушают, что они поставщики образовательных услуг, их задача — просто предоставить ученикам информацию. А кто и как ее воспримет, это «его личное дело». С другой стороны, учащимся рассказывают об их правах, нередко дискредитируют в их глазах учителей и родителей, представляют их примитивными или диктаторами, которых школьники имеют право не слушаться. Так насаждается идеология анархии.

Используемые бизнес-технологии в современной школе подавляют осмысленность, образность и целостность восприятия учебного материала, примеряют на ученика схоластические схемы и алгоритмизируют мышление. Убиваются интуиция, образность, спонтанность и эвристичность, теряется вкус восприятия слова и символа. Больно осознавать, что «развивающим» названо опережающее знание правил и учение без проб и ошибок! Из школьной жизни изгнали основное — проживание собственного опыта познания. Детскую пытливость «инноваторы» новой формации заменили демагогией. Столько лет уровень качества образования падает, а модернизаторы закрывают на это глаза.

Специалисты знают, что в становлении личности есть определенные стадии, миновать которые не может никто. Дошкольники, например, усваивают практически все по принципу подражания. В школьном возрасте обучение происходит уже на других принципах. Так, в начальной школе (7–11 лет) ребенок воспринимает теоретическое постижение мира через призму авторитета старшего. Поэтому демократизация отношений «учитель — ученик» в этом возрасте крайне вредна для обучения. А именно такой демократичный, «недирективный» подход положен в основу «педагогики развития». Петенька только сегодня узнал, что два плюс три — пять, а его вынуждают высказать свое просвещенное мнение относительно законов математики. Причем часто это бывает в манере, осуждающей другого ученика! «Мария Ивановна! Я думаю, Вася неправ…» Это умничанье, круто замешанное на гордыне, является абсолютно несвоевременным. Оно вступает в противоречие с возрастными особенностями ребенка, настраивает его на скептицизм и конкуренцию. А при трудностях ослабляет мотивацию к учебе. Предлагается возгревать дух конкуренции и соперничества. В результате ребята продают друг другу домашние задания, за деньги молчат о правде или говорят неправду, кичатся пороком и насмешничают над добродетелью. Мы уже не удивляемся «рыночным» отношениям одноклассников. А зря! Если все продается и покупается, значит, коррупция — благое дело… Подростки не получают ни навыка сотрудничества со сверстниками, ни образа истинной дружбы, служения, любви через изучаемые литературные произведения. Страшно представить, что уже в течение десятилетия, если не больше, школьники взрослеют на рассказах о наркоманах и изнасиловании, на страшилках и домовых. В нежном возрасте, когда формируется мировоззрение, внимание детей привлекается к деструктивным идеям и образам, ум захватывается изображением пороков, душа подавляется ощущением безысходности, поскольку негативные сюжеты закрепляются как данность и норма жизни.

Ребенок взрослеет, становится более самостоятельным. Меняются и отношения с учителем. В них появляется элемент сотрудничества, но при этом со стороны взрослого обязательно должно быть наставничество. Это возможно лишь тогда, когда старший знает истинные смыслы и ценности. Кроме того, учитель не должен забывать о том, что именно в этом возрасте происходит формирование самости. И если от старших подросток ребенок слышит только критику и не получает подтверждения своей самости («да, ты хороший! ты молодец!»), то отношения тоже не складываются, что зачастую мешает нормальному обучению. Старшеклассник начинает самоутверждаться, отстаивая свою самость, а педагог, не завоевавший авторитет и не ставший наставником, не может с ним справиться. Конечно, подростковая эмансипированность бывает и с перебором, но при правильно выстроенном общении самость перерастает в индивидуальность, когда юноша способен принимать советы со стороны учителя и считаться с индивидуальностью другого человека. Главное — не пускать все на самотек, считая, что «наверху» лучше знают, чему и как учить детей.

Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Необходимо еще разграничить понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание - будь то семейное или школьное - преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа построена на принципе «свободного воспитания», а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том и в другом случае истинное воспитание отсутствует, так как здесь целью воспитания является не сам человек и его высшее благо, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется, - меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.

Другое дело религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же.   

 Наше подрастающее поколение попало в сложные противоречивые социальные условия, уводящие развитие личности в аномалию. Главные из них это:

 - отсутствие в обществе четких социально – нравственных ориентиров,  вследствие чего происходит разрушение идеологических и гражданских ценностей;

 - отсутствие законодательных нормативных актов об ответственности СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно – нравственному развитию детей, пропаганду насилия, жестокости и всех форм сексуального развращения.

Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Законодательство РФ (Закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбора места и формы дошкольного, школьного и дополнительного образования. А раз так, то семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но что особенно важно – главным партнером школы в формировании личности ребёнка, активным участником образовательно – воспитательного процесса. Однако, многие родители к такому партнерству не готовы.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.  Среди них:

-родительское собрание;

-родительский лекторий;

-вечера вопросов и ответов;

-встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;

- диспуты, дискуссии по обмену мнениями о вопросах воспитания;

- опыт семейного воспитания в СМИ;

- тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

- индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

- родительский клуб.

Нередко возникают конфликт­ные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с педагогикой се­мьи или, напротив, семья отрицательно реагирует на требования воспитателей. В данном случае необходимо помнить и знать, что опираться надо не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия. Одним из важнейших направлений деятельности школы является объединение ее усилии по воспитанию детей с усилиями семьи воспитанника.

В настоящее время предполагается, что школа призвана быть важнейшим социальным институтом, который осуществляет не только воспитание детей, но и педагогически управ­ляет семейным воспитанием. Действительно, школа может расши­рять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание и т. п. Но для этого нужна целенаправленная и система­тическая работа, которая складывается годами путем отбора ее раци­ональных форм и методов. При этом необходимо помнить, что нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагоги­ческие проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный под­ход к родителям и т. п. Чтобы проводить такую работу, педагог сам, прежде всего, должен обладать высокой профессионально-педаго­гической культурой. Это касается как вопросов повышения его ква­лификации, так и вопросов общения с семьей, которое должно быть в высшей мере тактичным, а предъявляемые требования - обосно­ванными и правомерными во избежание конфликтов с родителями.

Светская педагогика и психология стараются помочь человеку, об­ходя проблему добра и зла. Этого не могут позволить себе православ­ные педагоги и психологи, знающие о глубинной духовной жизни человека. Рассуждая о принципах помощи другому человеку, психо­лог Г. С. Абрамова пишет: «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его «я». Духовная помощь может быть понята как помощь в обре­тении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?.. Сколько бы психологических теорий ни было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

На поставленные вопросы нельзя ответить однозначно, а потому, обращаясь к ребенку, о них всегда нужно помнить, чтобы не пере­шагнуть границы дозволенного, чтобы всегда помнить о требовании Гиппократа «не навреди».

Однако где же границы, так сказать, дозволенного для человека, где область делания? Это сам человек, его устремленность к высоко­му идеалу. У него есть только один путь — самосовершенствование, и только на этом пути будет меняться окружающий мир, а вместе с ним и окружающие его люди.

Вспомним апостола Иакова, который призывал: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 1-2).

В христианстве Бог личностен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное нача­ло присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому осново­полагающий принцип православной педагогики - встреча личности с личностью. Если педагог увидит в каждом ребенке образ Божий и, сознавая свою немощь, обратится с молитвой за помощью к Богу, то любовь будет подсказывать ему, как поступить в каждой конкрет­ной ситуации. Главное здесь помнить, что не ты (педагог, родитель) спасаешь ребенка, но от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.  

 

Литература. 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. // Абрамова Г.С. Екатеринбург, 1999 .

2. Дивногородцева С. Ю. Теоретическая педагогика // Дивногородцева С. Ю. М. Изд. ПСТГУ, 2004 .

3. Катасонов В.Н. Христианство, наука, культура // Катасонов В.Н. М. изд. ПСТГУ 2005.

4. Лодкина Т.В. «Взаимодействие семьи и школы с трудными детьми». // Лодкина Т.В. Вологда, 1998.

5. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». // Мудрик А.В. М. Академия, 2000 .

6. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. // Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.  М.: Изд ИЭОПГКО, 2006 .

7. Татаренко В.Я. «Семья и формирование личности» // Татаренко В.Я. М. 1987 .

8. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А.С. ПСС. Т. 1 1999 .


Назад к списку