Беседа со школьниками старших классов: СВОБОДА. (читаем далее)

 Здравствуйте.

       Сегодня мы с вами побеседуем о том, чем вы, взрослея, начинаете обладать во все большей мере… Как вы сами считаете, чем это таким важным вы начинаете обладать во все большей мере?

        Это называется свобода.

      К тем, из вас, кто верит в Бога, кто желал бы жить достойно своей веры, кто знает, что такое человеческая душа, что она безсмертна, кто хотя бы слышал о заповедях Божиих, кто знает, что они учат добру, кто вообще любит это добро и стремится к нему – об этом мы сегодня поговорим.  

   Самая характерная особенность вашего возраста состоит в том, что ваша душа неожиданно открывает для себя некий внутренний источник познания и начинает смотреть на миp совсем другими глазами. Это новое знание лежит не в области рассудка, а в области чувства, почему и говорят про юношей и девушек, ощутивших его в себе, что они теряют голову. Что бы ни говорили вам взрослые, о чем бы ни напоминали и собственные, еще не столь давние размышления, - вы чувствуете, что все это говорилось из совершенно иной сердечной настроенности. Окружающая жизнь и люди, даже самые близкие, кажутся чужими и холодными, - если только они не опьянены тем же дурманящим ароматом юности.

    Вчерашние подростки сознают себя умнее, чем прежде, более знающими жизнь, более понимающими ее сложность. И действительно, знание жизни, такое ее внутреннее постижение, как в эту пору, невозможно преподать за школьной партой. Начинается ниспровержение авторитетов, все подвергается пересмотру и критике. "Папы, мамы, учителя, - ну что они понимают? Дают задание: делать то и се, пятое и десятое, сообщают нечто из тех и других областей знания, но при всем том они совершенно неспособны понять, что происходит в моей душе... А что там происходит?.. Не могу сказать, но во всяком случае что-то очень большое, важное, к чему совершенно не подходит ни школьное знание, ни отвлеченное наставление взрослых, которые учат нас жизни. Жизни-то они нас учат, но жизнь нашей души сейчас совсем другая. Потому и нет для нас авторитета, кроме как в своем собственном кругу, среди тех, кто, как и мы, отверг авторитеты и сам понял жизнь" - вот вкратце мысли юной души о проблеме отцов и детей.
      Хорошо, когда эта юная душа, инстинктивно направляясь к стремлениям высоким и достойным, все-таки находит их правильно. Увы, гораздо чаще получается все совсем иначе...

      Но не надо спешить…! Ведь вам не было еще ни двадцати, ни тридцати, ни сорока лет, вы не знаете, чем люди мучаются в таком возрасте. А кто уже прошел эти годы, тому было когда-то и тринадцать, и пятнадцать, и восемнадцать. И напрасно думать, что взрослые забыли эти годы, когда сами подобно тебе "ходили на голове", никем не понятые, с бурно взрослеющими чувствами и с замедленным ростом рассудительности.

      Многие поэты и писатели, размышляя о юности, используют такой литературный образ - мотыльки, летящие ночью на огонек свечи. Доводилось ли вам самим наблюдать, как они легко обжигают свои крылья и гибнут?

      Сравнение это не столько красивое, сколько суровое. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка.

        Свое "Я" для них приобретает больший вес. Это "Я" ищет легкого и быстрого самоутверждения, самовыражения. Переставший быть ребенком вдруг видит, что миp вокруг довольно грязен и жесток, и если раньше взрослые еще пытались не показывать ему эту грязь, то теперь за это он уже не верит им. Гораздо легче и приятнее теперь послушаться того человека, который эту грязь назовет сладостью, притом вполне законной, естественной и небезобразной, да к тому же еще общепринятой. А это уже называется подменой, ложной дорогой, по которой можно легко и быстро…

      Человек - существо, привыкающее ко всему. Ведь если долго работать в хлеву, то и его запах перестанет раздражать. Когда-то еще успеет познавший смолоду грех опомниться? Когда еще сумеет он понять, что грех совсем не сладок, даже если к нему привыкнешь? А если и одумается, найдет ли в себе силы встать и возвратиться на оставленный когда-то путь Христов - путь истины, добра и чистоты?

       Знаете ли грех и в какой мере? А если еще нет, то чем удерживаетесь от него? Только ли внешними обстоятельствами и запретами взрослых, (которые со временем все легче и легче преодолеваются), или теми внутренними преградами, которые именуются совестью?

      Захочется ли вам посмотреть в такое зеркало, в котором можно увидеть самого себя? Увидеть свое взросление, свои собственные чувства и искушения.

       Нам, учителям, родителям, если не хочется, не верьте. Но как не верить зеркалу, в котором виден насквозь весь ваш собственный путь? Не стремитесь только смотреться в такое зеркало, которое бы вас приукрасило.

 Я немного напомню одно такое событие. 

       И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3,1-7).

       Не узнали еще отражение? Тогда вот перевод на современный язык.

      И сказал юной душе весь окружающий ее миp, во зле лежащий: правда ли, что христианское учение лишило тебя всех радостей и удовольствий жизни? Ответила душа: нет, нам многое позволено, но запрещено нам делать то, другое и третье, чтобы не умереть. И продолжал искуситель: ты не умрешь, но станешь Человеком с большой буквы, будешь жить своим, а не чужим умом. Ты, душа, познаешь, что ты сама - мерило всех вещей, что миp существует для тебя, а ты для своего удовольствия. И увидела душа, что запрещенное Богом красиво на вид и сладко на вкус, что легко и свободно вкушается другими. Вкусила и сама, дала и другим...

        Вы, возможно, узнали эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть вы едва ли распробовали - она будет длиною в целую жизнь.

      Скажите, разве эта повесть не про нас ? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас какой – нибудь сказкой!

      Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой.

      Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь.

      Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною.

      Вы уже, вероятно, слышал такое философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное.

      На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год, когда вам 13 или 14 ...

      Самое драгоценное сокровище для человека смысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость но уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник.

      Итак, искать нужно от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним.

      В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Это вам необходимо уяснить безоговорочно!

     Молодые люди не любят, когда им читают мораль, то есть дают отвлеченные наставления о том, что хорошо и что дурно, что нужно делать и чего нельзя. Только малым детям вполне достаточно бывает простого прямого указания, как нужно поступать, и доброго примера. Взрослеющему же человеку уже требуются разумные обоснования, почему одни поступки хороши, другие безразличны, а третьи и вовсе грешны.

      Ваш юный, точнее, предвзрослый возраст сам собою восстает против нравственных аксиом или заповедей, поданных без обоснования. Юный разум готов отвергнуть все, что ему не растолкуют ясно и доходчиво. Юное чувство отвергает почти все, что с ним не согласовано или ему недоступно. Юная воля также не терпит чего-то не согласного со своими желаниями.

           Нравоучение любой религии неизбежно вытекает из ее общей жизненной философии, то есть из самых главных вопросов:

- Существует ли Бог?

- Каков Он, кто Он или что Он?

- Может ли Он желать и требовать чего-то от человека?

- Возможно ли и нужно ли человеку общаться с Богом, и как?


      Обратите внимание, что по каким бы правилам ни пытались люди строить свою жизнь, все эти правила определяются ответами на поставленные вопросы.

 

      В христианстве человек не рассматривается как мерило всех вещей или как венец развития природы. Он есть лишь высшее из творений Божиих в материальном миpe, притом ответственное за состояние всех прочих видимых тварей. Но сам по себе человек не самостоятелен, над ним стоит Творец его, одаривший его свободой и разумом и в то же время ясно указавший путь, как этою свободой пользоваться во благо.

      Я вам пожелаю использовать свободу, которой вы начинаете обладать в большей и большей степени не как призыв «теперь я свободен делать то, что САМ захочу», а с огромной осмотрительностью: вам эти годы НИКТО, НИКОГДА больше не вернет…

 

 План выступления. 

  1. Внутренний источник познания – не от разума, а от чувств. Ниспровержение авторитетов – «никто меня не понимает».

     а) Не надо спешить – взрослые УЖЕ прошли этот путь.

  1. Летящий на свет костра мотылек.

     а) Мир – грязен и жесток – вы начинаете это видеть. Но не надо верить «легким» и «сладостным» зазываниям в грязь. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка.

  1. Знаете ли вы грех? Что удерживает от греха? Посмотреть в зеркало жизни.

а) О грехопадении перволюдей – т.е. о зеркале.

б) Сладость, возможно, уже познана – а горечь познается жизнью.

в) Стоит прислушаться – раз этой повести ТЫСЯЧИ лет и передавалась от самого Адама.

  1. Выбор пути зависит от смысла и цели жизни.

а) Взрослые за вас не сделают выбор.

б) «один раз живем, нужно взять от жизни побольше».

в) То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год, когда вам 13 или 14.

г) Не ошибиться в поиске – в старости можно и не суметь пойти обретенным путем…

     5.  Юный разум готов отвергнуть все, что ему не растолкуют ясно и доходчиво. Юное чувство отвергает почти все, что с ним не согласовано или ему недоступно. Юная воля также не терпит чего-то не согласного со своими желаниями.

     6. Нравоучение любой религии неизбежно вытекает из ее общей жизненной философии, то есть из самых главных вопросов: - Существует ли Бог? - Каков Он, кто Он или что Он? - Может ли Он желать и требовать чего-то от человека?

- Возможно ли и нужно ли человеку общаться с Богом, и как?
      Обратите внимание, что по каким бы правилам ни пытались люди строить свою жизнь, все эти правила определяются ответами на поставленные вопросы.

      7.  СВОБОДА… Вам эти годы НИКТО, НИКОГДА больше не вернет…

 

  

Выступление подготовил:

священник Виктор Мельников,

учительОПК средней школы №5

п.Зеленолугский, Мартыновского р-на

 


Назад к списку