Доклад подготовил: священник Виктор Мельников.
Выступление на заседании методического объединения по ОПК
при Усть-Донецком районо.
Участники:
директора, завучи средних школ Усть-Донецкого района
7 декабря
Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда,
когда основанием ему служит вера.
(Святитель Филарет Московский)
Нерадение о детях есть величайший из всех грехов,
и в нем – крайняя степень нечестия.
(Святитель Феофан Вышинский)
Следует наполнить истинным смыслом педагогические понятия
Для примера приведу несколько понятий, наиболее часто употребляемых в педагогическом дискурсе.
Странный и разнообразный смысл вкладывается зачастую в понятие «духовность». Потеря истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственной школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной благодати, которая вдохновляет человека, не существует.
Духовное воспитание — это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели.
Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Тема духовного воспитания должна проводиться на всех уроках.
Предметы, которые несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, признаются растлевающими внутренний мир ребенка.
Особому поруганию в секуляризованном мире подвергаются понятия «смирение» и «послушание» . Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения смирение и послушание — добродетели, характеризующие свободную личность.
Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что богоугодно, — добро. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться.
Послушание — одна из основных добродетелей, без которой все в семейной, социальной и государственной жизни разрушается.
Если глава семьи, муж, не слушает Бога, не живет по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа — два непослушных человека не могут вырастить послушное чадо. В этом кроется причина разрушения семей и непослушания детей.
Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан. Они не способны почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство.
Непослушные молодые люди, попадая в армию, не способны выполнять приказы командиров. Под угрозой становится жизнеспособность армии, а значит, безопасность государства.
Следующим наиболее часто встречающимся понятием является «патриотизм». Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.
В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, ее герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.
Истинное патриотическое воспитание становится невозможным при внедрении в сознание современного человека западного представления о том, что «жизнь — высшая ценность». К сожалению, эти представления становятся слишком распространенными, на них воспитываются будущие потенциальные предатели Отечества, любой ценой спасающие свои жизни.
Наступило время, когда необходимо прекратить насмехаться над собственной историей. Содержание гуманитарных предметов должно быть приведено в соответствие с задачами патриотического воспитания.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Для нас важно то, что человек, возлагая на себя обязанность жить по нравственным законам, принятым в обществе на основе согласия общественного и личного миропонимания, совершает этот свободный акт не как религиозный, а как социальный. Другими словами, нравственным может быть и нерелигиозный человек. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.
РОССИЯ – Многонациональное государство?
Понятия «многонациональное государство» в Конституции РФ нет. Нам почему-то с экранов телевизоров высокие чиновники и политики без конца говорят: «Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране», — и мы в это поверили. На самом деле мы просто живем в государстве, где есть много разных национальностей. Назовите хоть одно государство мира, где нет различных национальностей, хоть один город назовите, где нет разных национальностей! Но понятие «многонациональное государство» — это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире — единицы, и существуют они в основном на конфедеративной основе.
Надо сказать, что есть нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире — Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 116 миллионов человек, т.е. 80 % — это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы — мононациональное и моноконфессиональное государство.
Из-за непонимания этого возникают серьезные проблемы в системе образования. В системе образования мы должны говорить не о национальностях, а о культуре России — культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, следует отвечать, что православная культура — это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура — это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.
В преамбуле Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» мы читаем: «Федеральное Собрание Российской Федерации... признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». То есть российское законодательство признает только Православие и его роль в становлении и развитии духовности и культуры России. Поэтому мы говорим о том, что православную культуру должны изучать на всей территории России.
В жизни Церкви нет «ни эллина, ни иудея» (Колос. 3, 11), есть только православный человек. В жизни России тоже не должно быть «ни эллина, ни иудея», а должны быть граждане России. Поэтому система образования должна быть едина для всех. Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это должна быть не школа для русских, а школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России.
Отказываясь вводить православную культуру в нашу систему образования, тем самым раскультуривают не только русский народ, этим раскультуривают все народы, живущие в нашей стране.
Наш образовательный стандарт состоит из трех частей. Первая часть — это федеральный компонент. Он управляется Министерством образования и обязателен для изучения на всей территории России, составляет 75 % от общего количества учебных часов. 15 % отдано региональному компоненту. Вот губернатор решил, например, своим указом ввести во всем регионе православную культуру в школе, он имеет на это право по Закону «Об образовании», и ни министр, ни даже Президент не могут ему запретить.
10 % дается школе. Если директор, родители, учителя решили ввести православную культуру в школе, то по Закону имеют на это полное право.
По России сейчас тысячи школ ввели предмет «Основы православной культуры». Но когда стали проверять, как ведут этот предмет, кто его преподает, то ужаснулись. Под видом православной культуры в некоторых школах преподают оккультные, сектантские курсы.
По Закону православная культура вводится по желанию самих людей: родителей, учителей. И это—не факультативный курс, это не курс за пределами программы. Это обязательный курс регионального или школьного компонента государственного стандарта.
Надо сказать, что Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не просто рекомендует — он требует от руководства высших учебных заведений идти по пути нравственного развития студентов. Послушайте, что в статье 8, в пункте 2.1, написано: «Основными задачами высшего учебного заведения являются удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии...». Про интеллектуальное развитие говорят все, про культурное — почти все, про нравственное же почти все молчат. Читаем дальше об основных задачах вуза - пункт 2.2: «Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности...». Далее, пункт 2.5: «Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества». То есть на первых местах стоит сохранение и приумножение нравственных и культурных, на третьем месте — научных ценностей общества.
А вот что говорит статья из Конституции России. Это статья 44, пункт 3: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия...». Обязан заботиться о сохранении! Что значит «заботиться»?
Значит, знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому гражданину России. Но как я могу хранить то, чего не знаю? Когда говорят, что нельзя изучать нашу традиционную православную культуру, то можно рассматривать это как антиконституционный акт.
С точки зрения нашего государства православная традиция задавала уровень культурным традициям всех национальностей, живущих на территории России. Русская православная культура позволяла малым народностям стать феноменом мировой культуры. Когда исчезает общая традиция, традиция государства, а она всегда являлась православной, русской традицией, естественно разрушаются и национальные традиции. Это очень печально. Если мы пойдем по этому пути, то никогда национальные культуры народов России не станут уже феноменом нашей общей культуры. Мы никогда уже не услышим ничего, подобного произведениям Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова, Олжаса Сулейменова, потому что кто бы их знал, если бы их сочинения не издавались на русском языке? Мы потеряем весь уровень общей многонациональной культуры.
Падает русская культура — падают и все остальные. Только возвращаясь в лоно Православия, в лоно Церкви, опять скажем, что у нас нет «ни эллина, ни иудея» — у нас есть общая культура и общая судьба.
По материалам книги «Православная школа» игумена Георгия Шестуна.