ВАЛЕОЛОГИЯ (читаем далее)

И.В.Силуянова 

д-р философских наук, профессор,

зав.курсом биомедицинской этики

 Российского государственного медицинского университета

Валеология: научно-методологическая и мировоззренческая несостоятельность

К особенностям современного российского образования относится его принципиальная «открытость» к разнообразным «моделям» и многовидовым «новациям». Подобное состояние свидетельствует прежде всего о потере стабильности, об очередной попытке сломать традицию, т. е. об очередном «революционном» состоянии, в которое втягивается отечественная школа, что и говорит о ее неблагополучии. Формой проявления этого неблагополучия является появление многочисленных «новаторов», «авторов» новых «методик» и «программ», а также скоропостижное введение в учебный процесс новейших «дисциплин». Одна из них - валеология.

Учреждение в системе среднего и высшего образования России новой дисциплины «валеологии» - свидетельство судорожной реакции некоторых необразованных чиновников от образования отреагировать на «реформы», которые провозглашены как очередные «новые» задачи, они же и «ценности» для страны.  «Что сделали нового? Как провели реформы?» - спросило вышестоящее начальство. «Ввели новую дисциплину - валеологию!» - ответили нижестоящие чины. Валеология - явление перестроечно-революционного состояния российской действительности.

Первые программы и «учебные» разработки этой новой «науки» датированы 1997 годом. Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы ее цели и задачи? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна ее методов? В чем заключается ее практическое значение? На этой группе вопросов традиционно основывается оценка научно-методологической корректности и состоятельности любой конкретной темы конкретного научного исследования, не говоря уже о новой учебной дисциплине в образовательных учреждениях для детей.

Каковы теоретические источники и методологические принципы предмета «валеология»? Ответы на эти вопросы должны прояснить историко-научную и мировоззренческую определенность «валеологии». С ответами на эти вопросы связана и правовая корректность преподавания этой дисциплины в школах России, Конституция которой гарантирует защиту прав и свобод граждан, в том числе и в сфере образования. Прежде всего попытаемся определить, к какому виду научного знания относится эта «дисциплина». Для этого обратимся к официальному документу, который утвердила в 1998 году Российская Академия наук. Этот документ называется - «Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований». По сути своей данный документ призван отличаться от традиционных - классических классификаций наук, на которые, как правило и должны ориентироваться учебные школьные программы, включающие изучение таких классических наук, как математика, физика, химия, биология, история, литература и т. д. «Перечень приоритетных направлений» - документ, который отражает изменения тенденций в развитии мировой науки, соотносится с открытиями , которые происходят постоянно.  Основу этого «Перечня» составили предложения и рекомендации всех отделений и институтов Российской Академии, которые в свою очередь проанализировали, обобщили рекомендации, опыт и состояние мировой науки. Неудивительно, что в постановлении, сопровождающем этот документ, написано, что научные учреждения РАН должны руководствоваться в своей деятельности, а также при подготовке заданий по планам работ «Перечнем приоритетных направлений фундаментальных исследований». С полным основанием заверяем, что Разделе 4 «Науки о жизни», который захватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобеспечения, включая экологию и «физиологические механизмы адаптации», не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что называется «валеология». Можно ли обвинить Российскую Академию наук в некомпетентности? Вряд ли. Скорее, под эту оценку попадают «новаторы» от педагогики, главная особенность которых заключается в их принципиальном «новаторстве», т. е. в принципиальном отрыве от фундаментальных, прикладных, специальных научных исследований, которые разворачиваются в отечественной и мировой науке. Что им отечественная и мировая наука, - «Они» - «новаторы» - сами по себе.

В полном отрыве находится валеология и от классической медицинской науки. Хотя положение здесь несколько сложнее, чем в системе фундаментальных наук. Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей. При этом принципиально должна измениться и роль врача . Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья» , а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья».

Реализуя поставленные задачи, отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П.Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» - здоровый). Он пишет: «Санология - наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.» (Ю.П.Лисицин «Теоретические и методологические проблемы образа жизни»/ «Комплексные социально-гигиенические исследования», М. 1986, с. 5). Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач - обеспечением здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения - статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, - являются показателями благополучия страны или государства. Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.), самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда, само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.  п. ).

Здоровье - это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов» (И.И.Орехов. «Здоровье - системный показатель качества человека». / «Совещание по философским проблемам современной медицины.» М. 1998, с. 93). Имеется в виду здоровье индивидуальное.  Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора, составляющего здоровье - «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии, не отдавая себе в этом отчета, предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья. Конечно же эта попытка в принципе не может претендовать на статус теории, так как количество ею охватываемых «объяснением» индивидов чрезвычайно мало, по сути, оно ограничено самими создателями «теории». Валеология - это объяснение тем или иным индивидом того, как он понимает здоровье индивида. Например, Программа «Общей и частной валеологии» А. К.  Зиньковского - это текст, который содержит то, как понимает А. К. Зиньковский здоровье человека, или в его формулировке опыт «индивидуальных навыков в формировании здоровья» (с. 9) индивида Зиньковского - добавим мы. Именно поэтому более корректно в данном случае было бы назвать данную программу - программой индивидуального опыта А. К. Зиньковского. Претензии А. К. Зиньковского на общетеоретический статус программы «Общей и частной валеологии» несостоятельны по каждому пункту данной программы. Позволим привести лишь некоторые примеры:

·         Методологически некорректно рассматривать в качестве частного вопроса раздела 3 программы по валеологии вопрос «Общая социальная гигиена».

·         Не каждый специалист согласится и с выбором методологических оснований «новой» теории, т.к. явно присутствует смешение фрейдистских идей с марксистскими. Так, среди основных «биопсихофизиологических» подходов к здоровью обозначен - пол и его роль в «поддержании гомеостаза организма» (тема 1 программы основ общей валеологии, с. 7). А в программе «частной валеологии» целая глава (7) посвящена «сексуальному здоровью человека», из которой мы также узнаем, что у сексологии и сексопатологии есть «валеологические основы»(?!). Основная цель изучения «дисциплины» оказывается неразрывной с марксистским пониманием «человека как основной производительной силы» и определена в теме 5 - «Национальное здоровье - экономические резервы валового национального дохода» (!) (с. 11).

·         Вызывает недоумение и «определение» (это нельзя назвать определением! это прямая фальсификация!)  «историко-культурных истоков валеологии». В.И.Вернадскому, А.Л.Чижевскому, К.Е.Тимирязеву, И.П.Павлову (1), В.М.Бехтереву, П.К.Анохину и другим приписываются валеологическая система представлений и абсолютно бессмысленные в логическом отношениии представления «о валеологическом статусе здоровья человека». По сути за всем этим нагромождением паранаучной терминологии стоит старая, как мир, истина о необходимости соблюдать гигиенические нормы и призыв к тому, чтобы каждый человек сумел оказать первую медицинскую помощь от укусов, при пищевых отравлениях, ожогах, отморожениях, утоплении, травмах в дорожно-транспортных происшествиях.

А. К. Зиньковский безусловно имеет право на свое понимание здоровья человека, а также связывать это свое понимание с любым термином. Но навязывать методологически и мировоззренчески некорректную программу студентам, а также другим категориям учащихся в качестве методов лечения и управления поведения людей - это в правовом отношении действие некорректное. Прежде всего потому, что в нашей стране живут люди, для которых неприемлемы мировоззренческие установки «новаторов-валеологов» разного сорта и разных видов. Их мировоззренческие установки находятся в прямой и непосредственной конфронтации к основным морально-нравственным принципам понимания сущности смысла и предназначения человека в христианской антропологии. Человек, принимающий христианские ценности, никогда не сможет согласиться с тем, что здоровье телесное, соматическое (а именно оно провозглашается валеологией главной ценностью!) является и главной целью, к которой должен стремиться человек и достижению которой он должен подчинить всю свою жизнь. Превращение жизни в стратегию достижения телесного здоровья - для христианина любого христианского вероисповедования - это стратегия необратимой гибели человека. Этот принцип выверен детальнейшим анализом сущности здоровья человека в христианской антропологии. Здоровье человека - это уникальное единство индивидуального и внеиндивидуального уровня человеческой природы. Индивидуальное человеческое «я» не управляет патологическими процессами в человеческом теле. Разум и воля человека не являются полномерными «субъектами действия», «хода» его болезни. Этот внеиндивидуальный уровень здоровья человека фиксируется и в самом понятии «здоровье», которое этимологически означает «дар», который дается человеку Богом. Исследования медиков, которые свидетельствуют о сущностной (70%) зависимости здоровья человека от его образа жизни, лишь подтверждают антропологические принципы христианского понимания здоровья как системного единства духовного, душевного и телесного устроения. Так как «образ жизни» в христианской антропологии - это «делание», выстраивание человеком жизни по «образу», «смыслу», «сущности» той Жизни, которая есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Нельзя не обратить внимание при этом, и это - принципиальное положение в христианской антропологии, что в качестве равноценного здоровью «дара» может рассматриваться и болезнь человека, особенно в случаях «дара» болезни как средства и пути ко спасению. Утонченный диалектик Гегель выразил эту антропологическую истину христианства так: «Живые существа имеют перед неживыми преимущество чувства боли, для них единичная определенность ощущается как нечто отрицательное, потому что они как живые, имеют в себе всеобщность жизни, выходящую за пределы единичного, потому что они сохраняют себя в отрицании и чувствуют в себе существование этого противоречия (Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1. Наука логики. М. Мысль. 1974, с. 181).

Одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление метафизического «дара» и морально-нравственного значения болезни, что происходит в валеологии, к сожалению, свидетельствуют о скрытых признаках мировоззрения, находящегося в логической непротиворечивой связи с фашистской идеологией.

Основополагающий мировоззренческий принцип валеологии формулируется в программе так: «Значение здоровья человека как фундаментальной основы качества жизни» (с. 9). Этот принцип и само появление дисциплины валеологии - это отражение факта существования фундаментальной мировоззренческой системы с центральной, базовой ценностью - «здоровьем». Именно центральное, базовое местоположение ценности здоровья человека и здоровья нации послужило основанием создания известной всему миру «Программы эвтаназии» по отношению к «жизненно неполноценным», т. е. больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии в 1933-1939 гг. Результаты и последствия принятия подобных «идеологий», которые начинались с безобидного признания ценности здоровья и особого значения здоровых людей, уже известны культуре. Правомерно ли с правовой точки зрения преподавание в российской школе дисциплин с такой сомнительной морально-мировоззренческой ориентацией? Нам кажется, что одна из задач министерства образования России должна заключаться в том, чтобы защищать общество от подобных «идеологий» и «дисциплин», а не культивировать их внедрение, не забывая простой житейской истины о том, что «любая река начинается с ручейка», тем более если речь идет о таком мутном в своих мировоззренческих, методологических и правовых истоках, как «валеология».

 

 

 

Н. К. Щекочихина, Н. Г. Щетилова

Разрушительное влияние валеологии на ребенка

Величайшие умы человечества, в частности Я.А.Каменский, скрупулезно изучали закономерности, которым подчиняется процесс обучения. Накопленный ими в течение многих столетий опыт сегодня часто оказывается невостребованным. Мы наблюдаем катастрофические последствия забвения теории познания, внедрения психологии обучения, когда игнорируется вопрос о том, «как учить?». Нарушение принципов и правил обучения, экспериментирование в методах, подходах и содержании образования ведут не только к разрушению системы образования, но и уже привели к разрушению интеллектуального и соматического здоровья детей.

В чем же конкретно нам видится отступление от дидактики в современном образовании? Во-первых, нарушение принципов дидактики. Во-вторых, несоответствие учебных программ, учебников и учебных пособий дидактическим требованиям. В-третьих, само содержание образования вступает в противоречие с положениями дидактики. Остановимся на этом более подробно.

Итак, принципы дидактики: научность обучения; систематичность и последовательность в обучении; связь теории с практикой; сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении; наглядность обучения; доступность обучения; прочность знаний, умений и навыков; учет индивидуальных особенностей в коллективной учебной работе с учащимися.

Принцип научности требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладели научно достоверными знаниями и ознакомились с научными методами исследования. Упрощение и вульгаризация губительны для интеллектуального развития детей. В самом деле, разве не губительны для детского разума утверждения учебника психологии для начальных классов, объясняющих ребенку необходимость изучения данного предмета тем, что у него разовьются «способности совершать действия и поступки», «испытывать чувства и желания», «способности думать и соображать, помнить и воображать»? Самое печальное, что это пособие рекомендовано советом по психологии Министерства образования РФ. Полное отсутствие научной достоверности, а тем более знакомства с научными методами исследования приходится констатировать и в многочисленных курсах и программах «оздоровления», таких, например, как валеология или программы «здорового образа жизни». Утверждения, что презерватив эффективно предохраняет от СПИДа, что детям следует придерживаться диеты без сахара, обучение детей оккультным психопрактикам, - вот лишь три примера из потока антинаучной информации, который обрушивают на детей подобные «оздоровители». Ученые подсчитали, что поток научной информации возрастает в геометрической прогрессии. Это ставит развитие у школьников устойчивой потребности и навыков самостоятельного приобретения научных знаний в разряд жизненно важных задач. Однако авторы большинства программ «здорового образа жизни» предлагают программы антинаучные не только по содержанию, но и по методам обучения. Вместо выработки потребности и навыков самостоятельного поиска знаний, детей усиленно программируют на «принятие решений в ситуации выбора». Внедряя в их сознание алгоритм формального «осознанного выбора», детей уподобляют компьютеру, лишают духовной индивидуальности, права нравственного выбора, тормозят познавательные интересы, стремление к самообразованию, а значит, снижают творческую активность личности учащихся.

Авторами большинства программ «здорового образа жизни» нарушается и принцип систематичности и последовательности. Тревожно не только то, что сами эти дисциплины излагаются бессистемно и непоследовательно, но и то, что они ломают уже имеющуюся систему обучения. Так, валеология дает биологические темы с опережением от 2-х до 8 лет относительно школьного курса биологии, в то время как анатомию и физиологию человека школьники изучают только в старших классах. Ушинский утверждал, что только система, выходящая из самой сущности предметов, дает полную власть над нашими знаниями, и сравнивал голову, наполненную отрывочными, бессвязными знаниями с кладовой, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Систематичность в обучении требует не только соответствующего расположения изучаемого материала, но и системы в сознании учащихся, выработки у них навыков систематической работы в процессе обучения, ибо именно такой подход не вступает в противоречие с важнейшим свойством высшей нервной деятельности человека - системностью.  Нарушение преемственности, межпредметных связей, внедрение новых предметов, не связанных с предыдущим детским опытом, таких как сексология и валеология - разрушает у учащихся умение обобщать, осознавать внутреннюю связь между предметами, явлениями и понятиями, не дает возможности видеть целостную картину окружающего мира, а значит, приводит к разрушению интеллектуального здоровья школьников.

Принцип доступности требует соответствия материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей, что, естественно, в первую очередь определяется возрастными возможностями ребенка. Кроме того, обеспечение доступности достигается соблюдением правил обучения: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому - притом, что обучение должно начинаться с определения имеющегося у учащихся уровня подготовки. Опыт показывает, что нарушение этого принципа приводит к тяжелым последствиям.  Начавшееся в 70-е годы и длящееся до сих пор усложнение школьных программ вызвало и вызывает у учащихся массовое разочарование, утрату уверенности в своих силах, которые нынешние школьники прячут за бравадой наплевательского отношения к учебе. Ушинский предостерегал и от другой крайности, так называемой, «потешающей педагогики», разрушающей характер человека. Что бы он сказал, столкнувшись с валеологами, которые, в стремлении сделать сексологию и сексопатологию доступной пониманию дошкольников и младших школьников опускаются до терминов типа: «веселые половые клетки» и «похожий на рыцаря сперматозоид»? Можно ли говорить о валеологии как о науке, если под словоблудство о здоровье игнорируется физиологическое учение об условных связях, лежащее в основе правила «от известного к неизвестному»?

Принцип сознательности, активности и самостоятельности тесно связан с принципом прочности знаний, умений и навыков. Следуя этому принципу, педагог обязан обеспечить сознательное усвоение материала, от него зависит организация активного участия и проявление самостоятельности учащихся при обучении.  Именно он создает условия не только для прочного запоминания материала, но и для превращения знаний в убеждения, для закрепления умений и навыков. Согласно программам «здорового образа жизни», педагог обязан «всего лишь» создать атмосферу, способствующую усвоению материала. Но вот стоит ли что-то запоминать, а если стоит, то какой материал - это уже решают сами школьники. Притом, что учителю отводится роль статиста, даже без права высказывания своей личной позиции, в целях занятий указываются и усвоение учащимися материала, и приобретение ими определенных навыков. Трудно рассчитывать в такой ситуации на глубокую внутреннюю осознанность необходимости прочного усвоения знаний, умений и навыков со стороны школьников. Кроме того, активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, усиление творческих начал в этой деятельности во многом зависят от наличия у обучаемых познавательных интересов. Общеизвестно, что это свойство личности не дается человеку от природы, а формируется под воздействием систематической и целенаправленной работы педагогов. Таким образом, учитель, выполняющий рекомендации программ «здорового образа жизни» и поэтому занимающий некую отстраненную позицию, тормозит развитие школьников, разрушает их интеллектуальное здоровье.

Исследования Г. И. Щукиной выявили три фактора, стимулирующих познавательные интересы учащихся:

1)       содержание учебного материала;

2)       организация учебной деятельности;

3)       отношения между учащимися и учителем, между самими учащимися.

Остановимся более подробно на первом из них. Нет сомнения в том, что содержание обучения должно соответствовать современному уровню развития науки и техники и полностью отвечать целям и задачам формирования нового человека. Оно раскрывается в трех основных документах: учебных планах, учебных программах и учебниках. Учебный план устанавливает перечень учебных предметов, подлежащих изучению в школе, их распределение по годам обучения и годовое количество часов, отводимое на изучение каждого предмета. В Советском Союзе учебный план был единым государственным документом. Такая унификация давала возможность любому ребенку, даже из самого отдаленного уголка нашей Родины подготовиться и поступить в престижный столичный вуз. У детей не возникало учебных проблем при смене места жительства и школы. Через учебные планы государство давало заказ на воспитание своих граждан патриотами и тружениками. Ныне учебный план состоит из трех частей: государственной, региональной и школьной. Такое деление прошло под флагом более полного удовлетворения интересов детей и родителей, но фактически именно их интересы пострадали в первую очередь. Региональный и школьный компоненты открыли дорогу псевдонаучным предметам типа «валеологии», «народоведения» и им подобных. Некоей преградой этому потоку служит Закон РФ «Об образовании» - региональный план должен сопровождаться программами, разработанными на конкурсной основе и утвержденными региональными управлениями образования, а вариативный план должен включать только сертифицированные программы. Но данное положение повсеместно нарушается.  Скандально известные медико-педагогические школы (МПШ) не включены ни в какие планы, однако детей в них растлевают в обязательном порядке. В Новосибирской области в 1995г. региональный компонент состоял из четырех предметов: валеологии, экологии, психологии и истории родного края. В 1998г. под давлением общественности остался только курс истории родного края, но даже на него до сих пор нет программы. Таких примеров можно привести несчетное множество. Что касается вариативной части планов, то тут дело обстоит еще печальней. Все кому не лень пишут авторские программы и, утверждая на педсоветах, несут их детям, ибо этот процесс материально стимулируется. Учитывая, что управления образования, ссылаясь на автономность школ, сняли с себя ответственность в большинстве случаев, родители, доверяя учителям, еще не привыкли спрашивать с них за некачественные и несанкционированные услуги, - то дети оказались один на один с разрушающими их знаниями.  Единственный способ защиты, доступный детям, - отказ от учебы. Повсеместно отмечается потеря интереса у школьников не только к учебной деятельности, но и к школе вообще. Международные организации буквально атаковали школы так называемыми «образовательными программами», идущими вразрез с требованиями дидактики. Учебная программа должна определять обязательный объем и содержание знаний, умений и навыков по данному предмету, содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебные планы и программы строятся с учетом основных педагогических требований: соответствия общим целям и задачам воспитания, подготовки всесторонне развитого человека; научности и идейности определяемого ими содержания образования; обязательности применения во всех школах данного типа, для которых они составлены, обеспечивающей принцип единства и преемственности всей системы государственного образования, возможности беспрепятственного перехода учащихся в соответствующие классы из одной школы в другую; связи образования с жизнью; системности и последовательности изучения предметов по годам обучения, а также разделов и тем в рамках каждого предмета; посильности и доступности изучаемого материала, соответствия его возрастным особенностям учащихся, уровню их предшествующей подготовки.

 

Вернемся к уже упомянутой «Программе обучения здоровому образу жизни». Пятитомное учебное пособие к ней издано в Нижнем Новгороде. Указанная программа состоит из четырех частей: информация для преподавателя, работа с родителями, работа с общественностью и поурочные планы и виды работ. В пособии указывается концепция учебной программы, методика обучения, описаны методы и приемы преподавания, навыки общения между учителем и детьми. Но нет самой программы, как это принято в дидактике. Ни о каком определении обязательного содержания знаний, умений и навыков, которыми школьники должны овладеть в процессе обучения, не идет и речи. В самом деле, разве можно всерьез воспринимать утверждение, что учащиеся по завершении курса «СПИД» (8 уроков) «должны: получить необходимую информацию, позволяющую принимать разумные и здоровые решения, которые предохранят их от СПИДа; развить навыки, которые смогут использовать при принятии таких решений; понять, что СПИД - это болезнь, которая негативно отражается на всех сторонах человеческой жизни и касающаяся больных и здоровых в равной мере; помочь другим людям получить знания о СПИДе».

Программа рассчитана на детей 10-14 лет. В ней указывается, что знания даются заблаговременно, «позволяют впоследствии учащимся справляться с проблемами реального бытия». Вот типичный образец урока из данного пособия: «СПИД и умение принимать решения». Цель урока - по окончании занятия учащиеся должны научиться: понимать, что его/ее решения могут повлиять на многие аспекты его/ее здоровья; 2) давать определения каждому из шести аспектов здоровья. Содержание урока: обсуждение ситуации - мальчик и девочка встречаются несколько месяцев и уже задумываются над возможностью интимной близости. Однажды вечером в конце свидания мальчик предлагает девочке вступить в половую связь. Ей нравится мальчик, но она не уверена, следует ли ей вступать в половой контакт с ним. Детям предлагается вопрос: какое решение она должна принять? Учителю рекомендуется сказать детям, чтобы они попытались выработать ответ, причем не обязательно только правильный, а в конце урока провести обсуждение этих ответов с целью «понять, что думают ученики об услышанном». Если цель пособия, как указывают авторы, - профилактика, то где образец верного поведения? Мы однозначно считаем, что заявленная цель программы не соответствует содержанию, нарушает все принципы и положения дидактики, программирует детей на девиантное поведение, а части «СПИД» и «Секс в жизни человека» имеют признаки преступлений ст.ст. 135, 237, 242, 357 УК РФ.

Обращает на себя внимание и такой факт. «Оздоровители» пытаются указывать нашим педагогам, как учить детей заботиться о своем здоровье, а сами не учитывают прописных истин и действуют, нарушая психологические и естественнонаучные основы познавательной деятельности учащихся. О системности работы головного мозга мы уже упоминали. Стоит вспомнить и об образовании динамических стереотипов, возникающих только при длительном воздействии в постоянной последовательности одних и тех же раздражителей. Подобные краткосрочные, отрывочные программы не в силах выполнить провозглашенную профилактическую роль, но нарушить нравственную чистоту детства они в состоянии.  Кроме того, известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал процесс мышления как сложную аналитико-синтетическую деятельность: анализ проблемной ситуации, воспроизведение знаний, необходимых для решения задач, перенос способов решения в новую ситуацию и т. д. Программа весь этот процесс сводит лишь к обмену мнениями, тем самым внося дезорганизацию в мыслительную деятельность учащихся. Даже у младших школьников социальные мотивы учебной деятельности занимают довольно значительное место, а у старшеклассников они еще более усиливаются. Культивирование заботы только о себе, о собственном здоровье гасит социальные мотивы учебы, а значит и желание детей учиться.

Горько осознавать, что среди российского учительства нашлись люди, способные распространять этого своеобразного троянского коня, эту фальшивку по школам, нести ее детям. Еще горше то, что появились учителя, которые сами стали писать подобные программы и выпускать учебники, забыв даже об элементарной профессиональной грамотности. Общеизвестно, что учебник - это изложение определенного учебного предмета в соответствии с учебной программой. Учебники должны удовлетворять следующим требованиям: строгая научность изложения; высокая идейность и соответствие целям воспитания учащихся; тесная связь с жизнью; систематичность и последовательность изложения с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся; наличие необходимых сведений и указаний по методике самостоятельной работы школьников, включение в содержание учебника заданий для наблюдений и упражнений, вопросов для повторения и самоконтроля; простой, литературный, образный, доступный пониманию учащихся язык изложения; наличие иллюстраций, облегчающих усвоение материала; хорошее внешнее оформление; оптимальный объем учебника, определяемый особенностями предмета и возраста учащихся.

Пресловутая валеология не входит ни в базисный план, ни в региональный компонент, не имеет (и по Закону РФ «Об образовании» не может иметь) сертифицированной программы; не определена как учебный предмет, да и вообще как наука. Однако в Новосибирске некая Мельничук не только издала пособие и рабочую тетрадь по валеологии для начальных классов, но и получила на них рекомендацию областного управления образования. Второклассникам зарождение жизни на Земле дается в трех вариантах: научном, религиозном и внеземном - космическом. Наглядное представление о клетках организма дети получают, упражняясь в покрытии пластилинового контура человека крупинками риса, гречки, пшена и канцелярскими кнопками. А процесс рождения ребенка, по мнению Мельничук, учащиеся усвоят лучше, если разыграют это в виде сценки. К сожалению, такая «оздоровительная» антипедагогика получила широкое распространение, и нам кажется, что, прекратив разбазаривание бюджетных средств на это безобразие, можно частично решить вопрос финансирования базисного учебного плана.

В заключение мы бы хотели обсудить вопрос содержания образования. К. Д. Ушинский считал, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны содействовать их умственному развитию и быть полезными в их будущей деятельности. Сегодня все согласны с тем, что образование нельзя отрывать от воспитания, а содержание образования - от процесса развития личности. Вообще, учебное познание представляется не только как отражательно-созерцательная деятельность, но и как отражательно-преобразовательная, воспитывающая человека через усвоение определенного объема систематизированных знаний, умений и навыков, составляющих основу развития личности, формирования мировоззрения, взглядов, убеждений и поведения. Понятно, когда политики в своих узкокорыстных целях поставили перед школой задачу только обучения, объявив весь воспитательный процесс коммунистической идеологией и выбросив его за стены образовательных учреждений. Но совсем непонятно, как педагоги согласились на это. Нам кажется, что сейчас наступило время переосмысления происшедшего, время возврата к вечным педагогическим истинам, время возрождения дидактики. И настоящий учитель во имя интересов детей, сохранения их нравственного, психического и физического здоровья будет готов на определенные ограничения в своей деятельности, на определенные трудности в своей педагогической работе. Одна из таких трудностей - это научиться анализировать программы, учебники и курсы, что захлестывают нынешнюю школу, и ставить преграды всему тому, что идет вразрез с дидактикой, с нравственным опытом народа, как бы внешне привлекательно оно ни выглядело.

Осторожно: валеология

В педагогических ВУЗах и в школах появился новый предмет: «валеология». Официально валеология - это «наука о здоровье». Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. На деле же во вполне здравые советы постоянно вкрапляются оккультные рекомендации и интонации.

С точки зрения религиоведческой валеологические рекомендации - это несомненный Нью Эйдж (New Age; Новый Век).

Что такое Нью Эйдж, предоставим объяснить самим адептам этого течения: «Больше всего философия Нового Века взяла из восточных религий. Но ориентальный путь к вершинам духа и физической гармонии связан с отречением от всего, что составляет жизнь современного человека. А Нью Эйдж предлагает такую систему тренинга и работы над собой, которая позволяет достичь той же степени совершенства, не требуя никакого отказа от обычной жизни... Пожалуй, единственным противником этого движения остается официальная церковь, поскольку холистические идеи начинают составлять конкуренцию традиционной религии».

Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи. Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: «Валеологическая школа ?450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н. И. Цель школы - формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ «Здоровье подростка», Helth education, New Age». Или: «Валеолог Павлова Е. Н. в школе ? 192 Санкт-Петербурга ведет семинар «Обретение внутренней силы». Основой семинара является Наука Разума. Это Международное духовное движение».

По признанию валеологов, «в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов «Изумрудной скрижали» Гермеса [около 2 тыс. лет до Р. Х.]).

Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Татарниковой в герметических трактатах. Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: «Бог-Ум, будучи муже-женщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум—Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей».

Кроме того, от доктора наук можно было бы ожидать элементарной осведомленности в истории текстов, на которые она опирает свою систему. Не за 2 000 лет до Рождества Христова возникают герметические трактаты, но в начале нашей эры. Историческая наука помнит, что еще в 1614 г. в лондонском издании книги швейцарского филолога Исаака де Казобона «Prolegomena in Annales» было выяснено, что герметическая литература появляется на рубеже эр, в эллинистический период истории Египта (а «библия» алхимиков и теософов - «Изумрудная скрижаль»—еще позже - иногда ее возникновение относят к средневековью). Герметизм представляет собой страницу не столько египетской религии, сколько греческой литературы (Ф. Зелинский представляет герметизм как «образчик той греко-египто-еврейской смеси, которой пробавлялось суеверие эллинистической эпохи»). Так что, чрезмерно преувеличивая древность герметизма, г-жа Татарникова просто впала в то состояние, которое замечательный историк И. С. Клочков назвал «хронологическим экстазом».

Впрочем, для того, чтобы вполне оценить ссылку на герметизм как на основу валеологии, надо знать не только то, что говорят о герметизме ученые, но и то, что говорят о нем сами оккультисты. Например, самый близкий рериховский ученик А. Клизовский: «Первоначальным источником высшей эзотерической мудрости для человечества белой расы нашей планеты есть «Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста», которая послужила основой для всех учений, философий и религий нашей расы. Моисей, будучи посвященным в высшую эзотерическую мудрсть египетскими жрецами, изложил ее для евреев в Каббале. Другим подобным источником является восточная доктрина, и в последнее полустолетие - Тайная Доктрина Блаватской. Других источников, из которых человечество могло бы черпать знания о тайнах мироздания, нет».

Как видим, отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь ни при чем. Честнее Л. Татарникова говорит в другом месте: «Валеологическая парадигма <Человек-Космос> основана на эзотерических предпосылках».

Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. «Конечная цель валеологического воспитания школьников—сформировать личность человека Ноосферы». В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: «И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: <Жизнь во вселенной едина и присутствует везде>». Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку. Любимый тезис оккультистов - «нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса». А поскольку все знают, что живем мы в «эпоху космических полетов» и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рериховцы, теософы, антропософы и т. п.) кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово «Космос» они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них - это мир внеземных духов, «космическая иерархия». И иследовать этот «Космос» нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, «голосов» и «видений».

Итак, валеология вырастает из оккультного мистицизма и ведет к нему же. Перед нами очередной вариант разбавленной теософии, в свою очередь являющейся разведенной каббалистикой.

Конечно, в валеологических книгах рассыпаны комплименты в адрес христианства. Но было бы ошибочно думать, что именно на христианство ориентируют слова вроде: «Мир вступает в Эру Свободного Духовного Творчества». Нет, не в Боге Библии видят опору духовной свободы валеологи: они взывают к иным духам. «Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины». А уж что стоит за словечком «Вселенский разум» у современных оккультистов—хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим «разумом» почему-то связан с возбуждением половой сферы: «Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободого духа способствует осмысление в курсе <Валеология интимных отношений> идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий». Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о «антирелигиях»?

Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. «Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них—это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир—это <тонкая часть> планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир—это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планета, все три Мира ее—населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой—умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий мир. Тоже самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?». Лично я думаю, что перед нами конспект Агни Йоги Рерихов.

И мера корректности валеологов в обращении с исторической реальностью и с источниками точно равняется мере корректности теософов и рериховцев в этом вопросе. Как дивно врут валеологи, видно из такой фразы: «Если для греков тело было храмом души, то в эпоху средневековья оно стало ее темницей». Вообще-то именно греческие философы называли тело темницей для души, пользуясь созвучием этих слов в эллинском языке (sоma—тело; sБma—могила): «Тело, или плоть (sоma), подобно могильной плите (sБma), скрывающей погребенную под ней... душу... душа терпит наказание, -- за что бы... она его ни терпела... находясь в теле, как в застенке... пока та не расплатится сполна, и тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы» (Платон. Кратил, 400 c).

Один из последних языческих поэтов - Паллад - в V веке «высмеивает христианских монахов—но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты... Этот автор... с такой страстью называет тело болезнью, смертью, роком, бременем... тюрьмой и пыткой для души... что становится ясно: не этому «последнему язычнику» и не его единомышленникам и братьям по духу защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма... Паллад признает не очищение плоти, а очищение от плоти - смерть: <Когда же душа вырвется из тела, как из узилища смерти, она бежит к богу бессмертному>».

Это восприятие телесности было оспорено апостолом Павлом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор. 6, 19). Язычники могли лишь с презрением относиться к таким словам о плоти, какие встречаются, например, у Тертуллиана: «Душа не может предстать перед Небесным Женихом нагою. Она имеет свою одежду, свое украшение и своего раба—плоть. Плоть есть истинная невеста. И никто так не близок к тебе, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога. Начни же любить плоть, когда она имеет Творцом своим столь превосходного художника. Можешь ли ты себе представить, что Бог вложил в какой-либо презренный сосуд тень души своей, дыхание своего духа и чтобы он осудил его на изгнание в поносное место?». Именно потому, что христиане проповедовали покаяние, они видели источник греха в своей собственной свободной воле, то есть в душе, а не в теле: «От меня никогда не услышишь ты, чтобы плоть была зла».

«Тело как могила души—идея орфико-пифагорейская», а отнюдь не христианская. Странно, что теософы, обычно мыслящие себя продолжателями пифагорейских и орфических «посвящений», вдруг забыли, что именно их «учителя» проповедовали то, что теософы приписывают христианству и высмеивают в нем... Именно орфики («древнегреческие посвященные» с точки зрения теософов) учили, что Титаны растерзали младенца Диониса. От Титанов же произошел человеческий род, а потому наше естество «состоит из двух элементов - титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесному, к земному. Второй - к возвышенному». Христианство же при взгляде на тело никогда не испытывало столь мрачных ассоциаций. Да, мы вкушаем плоть Богомладенца - но по Его воле. Титаны захватили и растерзали Диониса. Христос Сам дал Свою плоть. И потому наше тело - не тюрьма для частицы Христовой, а храм.

Поскольку же валеологи будут уверять, что и пифагорейцы, подобно герметистам, были создателями очень научной картины мира, наиболее «адекватной современной антропокосмической картине мира», приведу для сведения лишь один пифагорейский тезис: «Гром, как говорят пифагорейцы, гремит ради угрозы тем, кто находится в Тартаре, дабы они испытывали страх» (Аристотель. Вторая аналитика 11, 94b34).

Впрочем, лишь о христианстве валеологи говорят в заниженных интонациях. Для всех других учений, мифов и суеверий у них находятся совсем иные краски. И цыганские гадания, по их уверению, очень научны, и антропософия Штейнера хороша («весьма интересна вальдорфская педагогика»), и дианетика Хаббарда.

Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. В учебнике «Валеология. Избранные лекции», рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: «Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике».

Творческое и критическое мышление валеологи рекомендуют лишь при перетолковании христианства. Но Порфирия Иванова можно лишь слушаться и исполнять вс? без творческой отсебятины. Здесь уж детей уверяют, что «важно выполнять каждый совет <Детки> буквально... Самая характерная ошибка—это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные... Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать <Детку> для себя... Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и <наказать>, <скрутить в бараний рог>. Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное <общение>... На протяжении многих лет П. К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П. К. Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека—Порфирия Корнеевича Иванова».

Напомню, что Бойль свой закон о перепаде уровней воды в сообщающихся сосудах формулировал именно ради того, чтобы отбросить представление о воде как о живом существе. Не потому меняется уровень воды, что «природа не терпит пустоты», не страхом движется водяной поток; он движется потому, что... (см. учебники по физике). Наука возникла в полемике с анимизмом и оккультизмом. Если бы люди полагали, что «всюду жизнь», всюду духи - то не было бы у нас физики, и химии, но и по сю пору изучали бы мы лишь разные аспекты «ангелологии» и «демонологии». И это вполне соответствовало бы заветам каббалистики. В иудейской мистике считается, что причина роста растений в том, что «Каждая былинка имеет ангела-хранителя, который властно повелевает ей: расти!». Это значит, что понять рост и движение былинки можно лишь угадав волю ее ангела. Современные оккультисты в таких случаях говорят об «эгрегоре» или «элементале». Но это ни на йоту не приближает их к научной биологии.

Напомню также, что Порфирий Иванов считал себя «Богом Земли» и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: «Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять кто он есть. Сын в лице был - это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час - с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А - это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле - сам родившийся в Природе Бог земли!» «Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту».

Понятно, что ивановцы к такому «богу бугра» должны припадать с молитвой: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: <Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!> Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь». Что же касается дневника П. Иванова, то достаточно прочесть лишь его первую страничку без редакторской правки: «1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другому человеку что то даст впоследствии по моему излогу по Иванову выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ее своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка...».

Что ж, действительно, «мысел унего не такая как унас свами». Но зачем же психически больного человека выдавать за «Учителя»?!

Самое печальное в том, что ничего необычного в феномене Иванова и моды на ивановство нет. Таких самозваных «христов» в мире весьма немало. «Если бы речь шла о паре-другой буйнопомешанных, их можно было бы не принимать во внимание. Но дело в том, что число адептов современных «божеств», явившихся в нашу юдоль печали, по самым последним подсчетам перевалило за 15 миллионов», - пишут французские исследователи.

Имена некоторых из них уже слышны и в России, и они, без сомнения, со временем появятся на страницах валеологических книг. Поэтому хотя бы о парочке «мессий» предупредить не лишне: «Самый знаменитый и популярный новый мессия - Сатхья Саи Баба из Путтапарти (Южная Индия). У этого представительного 68-летнего «Христа», учению которого следуют в разных странах 10 миллионов «избранных», густая черная шевелюра. На публике он появляется обычно в оранжевой тунике, на троне, с шелковой подушечкой под ногами. Начиная с 70-х годов он стал распространять пасторское послание, в котором есть такие слова: «Саи Баба так любил мир, что послал сына своего Иисуса Христа спасти всех, кто в него верит». У одного из фанатичных последователей Бабы жена ждала ребенка. Бабу спросили, кто родится - мальчик или девочка. Саи Баба уверенно ответил: «Мальчик». Но родилась девочка. Выходит, Саи Баба ошибся? Ничего подобного! Он заявил, что у этой девочки душа мальчика».

«Секта с «уфологическим уклном», возглавляемая Раэлем, официально провозглашенным «новым еврейским месисией», основана им 25 марта 1993 года в Иерусалиме у Стены Плача. В тот день последователи Раэля приняли решение писать название страны по-новому: не Израиль, а «ис-Раэль». Настоящее имя Раэля - Клод Варийон, он француз, родился в 1946 г., был певцом, журналистом, автогонщиком, но потом, после встречи с «инопланетянами» коренным образом изменил свою жизнь. По рассказам Раэля-Клода, он был похищен инопланетянами, которые прокатили его на летающей тарелке по небесам, где он встретился с Иисусом Христом, Магометом и Буддой. После чего он и стал Учителем, гуру, а теперь еще - и мессией».

«Инри Христос внешне очень похож на традиционного Иисуса. К людям он выходит в длинной белой тунике. Волосы до плеч и борода. На религиозную сцену вышел 28 февраля 1992 г.: явился во время богослужения в бразильский кафедральынй собор и с криками стал опрокидывать скамьи. В полицейском участке зачинщик драки скромно представился: «Иисус, Божий сын». В действительности его имя Алваро Таис и он хорошо известен бразильской полиции как закоренелый злоумышленник, неоднократно судимый за мошенничество, спекуляцию валютой и т.п. Инри Христу, страстному любителю порножурналов, несмотря ни на что, удалось организовать Верховный Вселенский Орден Святой Троицы и его филиалы в разных уголках земного шара. «Подлинный Христос - это я, - заявляет он повсюду. - А Иоанн-Павел II не что иное, как исчадие Апокалипсиса»».

Так что Порфирий Иванов оказался во вполне многочисленной компании. И валеологам, как и всем ньюэйджерам и оккультистам, будет на кого переориентироваться, если они заметят, что имена Рерихов и Иванова более не завлекают людей. Валеологи не считают для себя обязательным быть элементарно последовательными.

Кроме того, они очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. Для валеологической литературы (как и вообще для современной оккультной письменности) характерна какая-то шизофреничность. Идут поначалу вроде бы вполне здравые рассуждения, применяются вполне логичные и научные методы исследования. Один тезис достаточно логично увязываются с другими. Но вдруг воля автора (не логика рассуждения, а именно идеологическая воля) заводит его на какую-то аномалию. Разум отключается. Вместо аргументов начинают звучать призывы, и обилие восклицательных знаков восполняет отсутствие доводов.

Вот отрывок из докторской диссертации по валеологии: «Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус <хламидии> - название состоит из 8 букв. Цель этого вируса - нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостасей личности, т. к. 8 - число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки - это Космос - т.е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля - это связь человека, с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т.е. излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз <хламидиоз> - то выйдем на число 9 - а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем. Итак, смысловая нагрузка этого слова несет заключаемую в ней разрушительную силу потока излучений, направленную на разрыв или разрушение 3-х Ипостасей в человеке. А три Ипостаси это и есть <Тело-Душа-Разум>. В данной ситуации вирус проникает в человека через его разум - мыслительные процессы и через мыслительный процесс, попадая в ток кроветворной системы, постепенно начинает оказывать свое разрушительное действие на органику личности, в конечном счете полностью разрушая личность человека». «Обратите внимание на корень этого выражения <хлам>. Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим. Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т.е. равносильно - иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в эпоху Водолея!» «Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох (Рыб и Водолея)».

Это что - наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным «нумерологическим» методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами! Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что «хламидии - это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический». Ну, а где нынче слово Космос пишется с большой буквы, там подразумевается «космическая Иерархия» и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит. Научную вирусологию просят удалиться за дверь - ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об «энергомыслях самого вируса».

Так где же валеология черпает свои «Космические» знания? Сыктывкарский соискатель степени доктора медицинских наук так определяет источник своей информации: «Эти предположения были подтверждены полученной информацией с энергоинформационного поля, 11.12.96 принятой Сафоновой З. Д. и названной как <Гармония 3-х Ипостасей против вирусов ХХ века>. Как следствие пораженного разума и Души Человека появляются заболевания Души Человека, информация о них также принята с энергоинформационного поля Сафоновой З. Д. 5.3.97». Если с жаргона современного оккультизма выражение «контакт с энергоинформационным полем Вселенной» перевести на обычный язык, то получится все довольно просто: г-жа Сафонова слышала голоса. И некие духи объявили ей, что именно ей надлежит спасти человечество...

Очевидно, из того же источника взята и цифра, согласно которой «30% землян уже вступили в контакт с этим вирусом». И методы лечения столь странного разумного вируса, сведения о котором почерпнуты, правда, из весьма неразумного источника, не менее странны. Оказывается, «схема лечения третьей стадии будет дана, если земляне этого заслужат!!!» Впрочем, уже сейчас рекомендуется «месячный массаж людьми очень Святыми».

Кончается эта докторская валеологическая диссертация призывом: «Научить читать Молитвы! обязательно - несколько раз в день. Детей лечить в присутствии родителей. Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы. Это высший метод восстановления информации».

Защита в московском Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины «ЭНИОМ» прошла успешно. Научным консультантом диссертации был проф. Я. Г. Гальперин. Официальными оппонентами - проф. Татаринцева Р. П., проф. Егозина В. Н, проф. Кузнецов Е. Д. Имена этих людей, предавших науку и ввергающих детей в мир каббалистики и оккультизма, достойны того, чтобы запомнить носителей их и учеными впредь не считать.

В мир оккультной сумасшедшинки валеологи иногда приглашают детей незаметно. Вот составленный ими и изданный стотысячным тиражом (!) учебник для малышей «Уроки Айболита». Хорошая книга. Насторожиться заставляет только последняя страничка. На прощанье детям предлагается анкета-тест. Надо дописать незаконченные предложения: «1. На свежем воздухе я... 2. Мама меня часто... 3. В школе я... 4. Заигравшись, я забываю... 5. Аппетит у меня... 6. Иногда я чувствую себя... 7. Утром я просыпаюсь... 8. Телевизор я смотрю... 9. В сауну я... 10. Обливаться холодной водой я... 11. Простуда меня... 12. Свои руки я... 13. Сплю я лучше, когда... 14. Зубы свои я... 15. Заниматься спортом я... 16. Больше всего я люблю...».

Непривычно для русской этической культуры такое яканье. Но дело даже не в этом. Пусть ребенка приучают к рефлексии, самоосознанию. Ничего дурного в этом нет. Его учат следить за своим телом и его состояниями. На следующем этапе его будут приучать к тому, чтобы следить за состоянием своего психического мира. И в этом нет ничего дурного. И христианство призывает: «Войди в келью сердца твоего». Вопрос в том, куда после этого человек выйдет. Научив детей концентрации внимания на своих внутрених состояниях, валеология затем преподаст школьникам уроки медитации и йоги, и полетят их души в астрал...

Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка - «Тайна пирамиды здоровья». Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой: «Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?»—Земля сразу ему ответила: «Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам... Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала». Последняя же встреча—с Огнем. Так и положено по Агни Йоге (йоге Огня). Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: «Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь—любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс». Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизм, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква («Ты», «Я»), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об «огненном мире».

Но неоязычество не было бы само собой, если бы остановилось лишь на рассказах о «новой духовности». Нет, оно торопится перейти к оккультной практике. Валеологи исходят из того, что «сверхвозможности человека заложены в его биоэнергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каждого конкретного человека». Итак, задача видится не в информировании человека (любая религия имеет право информировать о себе школьников). Задача—в «активизации», в вовлечении детей в некий новый духовный опыт «сверхвозможностей». Упоминание о «сверхвозможностях» совсем не случайно: по учению теософов и нью-эйджеров они во взаимодействии с «духами космоса», то есть с «ноосферой», созидают на земле новую, «шестую», расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями.

Для этой цели годится не только проповедь. Используется «музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, йоги». Используется и прямое внушение и вторжение в сознание детей: «суггестопедия», «гипносуггестивные компоненты уроков», «нейро-лингвистическое программирование личности».

Это означает, что валеология предполагает не только информирование детей о некоторых религиозных традициях (что разрешено законом), но и вовлечение их в религиозную практику (что законом запрещено совершать в школе), причем—без согласия самих детей и без уведомления их родителей (что уже просто является преступлением).

Это уже не просто секточка, окопавшаяся в одной из школ усилием директрисы-активистки или парочки учительниц-энтузиасток. Перед нами—серьезная программа, реализуемая на федеральном уровне. В педвузах уже открыты кафедры валеологии. В ученых советах защищаются диссертации по валеологической педагогике. Уроки по валеологическому воспитанию ведутся с первых классов и до выпускных.

В учебнике С. В. Попова «Валеология в школе и дома» учтены рекомендации Татарниковой. Среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: «Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия - обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод... Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге Л. Г. Татарниковой «Педагогическая валеология». Уже этого достаточно сказать, что валеология - это «педагогика со взломом».

В этом, на первый взгляд, вполне безобидном учебнике, проглядывает вполне определенная идеология, глубоко враждебная христианству. Так, по мнению автора, «Здоровье - самая большая ценность, данная человеку Природой». Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? С. Попов, очевидно, никогда не пережил светлую правдивость бальмонтовских строк:

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Закону мудрому поверьте:

День только к вечеру хорош.

С утра уныние и ложь,

И копошащиеся черти...

Закону мудрому поверьте:

День только к вечеру хорош...

Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварцнеггер - самый "ценный" и самый "одаренный" из людей...

Поразительная бесчувственность автора к духовному здоровью сказалась в таком его суждении: «Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и пр. перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха» Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться?

Оккультная терминология употребляется С. Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: «Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее «плохую» энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол - читается, что в углах происходит «высасывание» энергии из тела человека». Вот уже и «энергетические вампиры» и «барабашки» появились на пороге школы... Что же касается «соответствующей литературы» - она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г. П. Целительные силы. тт.1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. «Детка» Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и122).

Но самый большой интерес в этой книге представляют два отрывочка. Первый предостерегает: «Нельзя признать целесообразными все способы закаливания людей, которые существовали в обычаях у многих народов. Иные из них наносили непоправимый вред здоровью. Еще М. В. Ломоносов остро критиковал обряд крещения, который пытались связать с культом воды, якобы направленным тоже на закаливание младенцев. Он писал: «Попы крестят ладенцев зимою в воде самой холодной. Когда же холодная вода охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях оная смертоносная болезнь удобнее возобновиться». Вообще-то крещение вовсе не направлено на «закаливание младенцев». Религиозное таинство здесь профанировано, ибо редуцировано до уровня закаливательной процедуры - и оценивается по соответствующим критериям. Зато ровно обратная процедура проделывается автором с другим материалом. Он пишет, что «по статистике жензщины, половыми партнерами которых являются мужчины, совершившие религиозный обряд обрезания крайней плоти - евреи, мусульмане - практически не болеют раком матки и влагалища». Если бы было написано, что многие американцы делают обрезание в медицинских учреждениях по чисто медицинским соображениям - это было бы суждение медика и педагога. Но на страницах книги, посвященной вопросам телесного здоровья, вдруг возникает рекомендация обрезания как религиозного обряда. Вдобавок «гигиеничное» иудейское обрезание противопоставляется «опасному» православному крещению... Может быть, такое странное идеологическое построение связано с тем, что сама валеология, как признается С. Попов, весьма близка программам Фонда Сороса?

Валеология уже получила поддержку Министерства Образования. В концептуальном проекте Российской школы здоровья содержится «Положение о школе индивидуального развития и здоровья—российская модель образования». Согласно этому плану в 6-8 классах на изучение мировой художественной культуры отводится 200 часов. Столько же занимает история государства российского. И равновелик с ними курс «Космос. История космических исследований». В старших классах: литературе выделяется -- 300 ч., на программу «Земля. Космос. Человек, Вселенная» -- 350 ч., на курс «Человек. Мысль. Вселенная»—еще 200, на спецкурс «Валеология семьи, основы сексуальной культуры» -- 72 ч. Этот проект включен в Федеральную программу «Развитие образования в России (1991-1995 гг.)» .

С полной ответственностью заявляю: там, где сегодня слово Космос пишется с большой буквы, где проповедуются идеи «космизма», «космического мышления» и «космической философии», речь идет о проповеди более-менее разжиженной каббалистики (ибо даже то, что называется «философией русского космизма» - философические упражнения Циолковского, Чижевского, Вернадского - есть всего лишь глухие перепевы масонско-каббалистических философских тезисов). Вспомним хотя бы суждение Рерихов о создаваемой ими Агни Йоге: «слияние Вед с Каббалою» (Агни Йога. 92). И вот на эту проповедь Министерство образовании России выделяет больше часов, чем на изучение русской истории и русской литературы...

Может быть, не все валеологи - оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана Агни Йога и «герметизм». Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока все источники по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Полагаю, что и те региональные валеологические программы и издания, что остались мне неизвестны, также не отличаются научностью и светскостью. Во всяком случае новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что «почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии... Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера».

Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: «Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!» (а кто-то даже назовет себя христианином). Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на местах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: «Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!». И будут неправы.

Потому что выступаю я не против этих мест, а против совсем других - именно тех, которые я процитировал выше. Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики - это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы. Если человек не нарушал никаких статей Уголовного кодекса, кроме одной - скажем, деторастления, - то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей, а, возможно, и от общества.

Надо знать, что вполне обычная тактика самозащиты сект состоит в том, чтобы свои странные религиозно-мифологические построения они прикрывают и оправдывают некоторыми вполне светскими и позитивными заявлениями или программами. «Что вы имеете против движения «Хари Кришна»? Они же бесплатно раздают вегетарианские обеды нуждающимся!». «Зачем вы нападаете на Аум Сенрике? Они же призывают людей к нравственному самосовершенствованию!». «Ну, как вы можете говорить о сатанизме дианетики Хаббарда? Ведь саентологи развернули программу «Нарконон», работающую с наркоманами!». Да и вообще сталинизм хорош, потому что при нем была дисциплинка...

Во всех людях есть что-то хорошее. Но бывает необходимо предупреждать и о дурном в жизни людей или созданных ими организаций. Вот, например, суждение «академика Петровской Академии наук» Ю. Воронова об одной из сект: «Судьба свела меня с индусами, случайная встреча с сахаджи йогами. В сентябре у меня состоялась личная встреча с г-жой Шри Матаджи. Что проповедует г-жа Шри Матаджи? Бог один, а религий много. Сам я православный, и в беседах с г-жой Шри Матаджи отметил преимущества православия. Православие - единственная религия, где оговорены три нравственные начала: не убий, не укради, чти отца и мать своих». Но «православный» Г-н Воронов не обратил внимания на предупреждения православных священников о сектантском характере сахаджа-йоги. В основанную им «Петровскую академию наук» он ввел и Шри Матаджи. И только после того, как в 1996 г. в г. Калинине Новосибирской области «женщина из Сахаджи-йоги нанесла 4 удара ножом своей полутарогодовалой дочери. А после украсила мертвое тельце цветами», пришлось «Петровской академии наук» исключать Шри Матаджи из числа своих почетных членов....

Так и с валеологией надо быть поосторожней. Не стоит ждать, когда дети, обученные медитациям и йогическим приемам, выйдут «на контакт» с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с самого начала защитить их от оккультизма, с которым перемешена валеология.

Возможно, в вашей школе не удастся добиться отмены уроков валеологии. Но тех людей, которые не желают превращения классов в заповедники оккультизма (не желают этого или по соображениям чисто научным, или юридическим, или же религиозным: христианским или мусульманским), я просил бы по крайней мере проконтролировать и процензурировать ту программу и те пособия, по которым преподается валеология их детям.


Назад к списку