Секты и общество. 4 урока по основам духовной безопасности.

                          

Секты и общество. 4 урока по основам духовной безопасности. «Деструктивные религиозные организации – опасность для общества»

 

Пояснительная записка.

 

Религия относится к важнейшим феноменам жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась, и является и ныне структурообразующим элементом культуры.

Планирование настоящего курса лекций ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как основополагающий элемент культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль.

Все темы и разделы освещаются как самостоятельные вопросы, так и с точки зрения основополагающей для всех европейских государств и их законодательств (Конституций) культуры - Христианства, раскрываются различные аспекты взаимоотношений между обществом и нетрадиционными религиозными организациями деструктивного характера - сектами.

При подготовке использованы материалы учебного пособия ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИИ МИРА. - М.: Про-Пресс, 2000. Авторский коллектив: священник Петр Иванов, доктор исторических наук, священник Олег Давыденков, кандидат богословия, С.Х.Каламов.

Учебное пособие «Христианство и религии мира» рекомендовано Федеральным экспертным советом Министерства образования Р.Ф. для учащихся и учителей средних школ, лицеев, гимназий и может быть использовано на занятиях по религиоведению, на культурологических и духовных интегративных курсах в старших классах общеобразовательной школы, в учреждениях по начальной и высшей профессиональной подготовке.

Предлагаемый материал антисектантской направленности служит основой для проведения уроков по соответствующим темам в рамках предмета «Основы религиозных культур» и ориентирован на учащихся старших классов. Для проведения уроков в младших классах необходима адаптация соответственно уровню восприятия материала.

Предлагаемый материал разработан в соответствии с общепедагогическими требованиями  как к лекционному курсу вследствие того, что школьная лекция наиболее целесообразна при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера. Лекции рассчитаны на 40-минутный урок. Подача материала идет в несколько взаимосвязанных этапов. В конце каждого урока предлагаются вопросы для закрепления изученного материала. Так же в некоторых случаях предлагается дополнительный материал, который можно использовать самостоятельно – при оформлении урока; как материал для доклада одним из учащихся; при оформлении стенгазеты и т.д.

Кроме того - предлагается полностью разработанный урок по теме «Секты» в виде подробного конспекта с использованием ТСО.

В качестве дополнительного материала – представлена статья ведущего специалиста по проблеме деятельности организаций деструктивного характера в нашей стране – А. Дворкина.

 

 

Урок 1.  (полностью разработанный вариант данного урока: конспект с наглядностью и материалом для ТСО – в приложении)

 

НОВЫЕ КУЛЬТЫ

 

В последнее время в нашей стране появилось много новых религиозных движений, групп, сект, которые объявляют, что только у них можно спастись, познать истину, победить зло. Люди из этих сект часто останавливают нас на улице, пытаясь предложить свои листовки и брошюры, обходят квартиры в поисках возможных слушателей и последователей, устраивают массовые встречи на стадионах, приглашают на свои собрания. Человеку, который не обладает достаточной информацией, трудно выработать правильное отношение к происходящему. Существует множество фактов, свидетельствующих о том, как чреват — неверный выбор непредвиденными, часто неприятными последствиями для доверчивого искателя истины. Поскольку представители новых культов не говорят о себе всю правду, можно предположить, что их истинные цели отличаются от тех, которые они декларируют.

 

РАЗНОВИДНОСТИ НОВЫХ КУЛЬТОВ

Пока не выработано единое название для этого явления. Чаще всего эти группы называют «новыми культами», «нетрадиционными религиями», «деструктивными тоталитарными сектами».

Всех их можно разделить на три группы.

1. Псевдохристианские культы. К ним относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. При этом у псевдохристианских культов есть и другие — в действительности более важные для них, чем Библия, авторитеты: самозваные пророки, которые стали основателями этих культов и их писания.

Все они называют себя христианами, скрывают свое официальное название, так как им известно, что ни одна христианская церковь их христианами не признает. К таким культам относятся свидетели Иеговы, церковь Объединения (или муниты), церковь Иисуса Христа святых последних дней или мормоны, церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Богородичный Центр, Белое Братство и многие др.

2. Псевдовосточные культы. Такое определение говорит о происхождении главных идей этих культов с Востока (в основном из Индии, Китая и Японии), хотя почти все они стали распространяться по миру из США. Это объясняется тем, что в Америке в результате соответствующей переработки они приобрели тот «товарный вид», который смог стать привлекательным для людей западной цивилизации. К ним относятся, прежде всего, движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ) и др.

3. Синкретические или объединяющие в себе разнородные компоненты. В основу этих сект положены в различных пропорциях элементы вероучений христианства, буддизма, индуизма вместе с элементами оккультизма, теософии, а также фрагментами современных научных теорий. К ним относятся: церковь Сайентологии (ее подготовительная ступень — Дианетика), New Age (Новый Век, Эра Водолея), культ Раджниша (Ошо), последователи Рерихов, Карлоса Кастанеды и др.

 

ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ КУЛЬТОВ

У всех этих культов есть много общего в учении и практике, и поэтому их можно рассматривать как единое явление. В большинстве этих сект:

• На последователей оказывается очень мощное психологическое, нередко гипнотическое, воздействие. Обычно им внушается, что только они спасутся, а все остальные погибнут.

• Во главе стоит «Пророк», «Отец», «Спаситель», «Мессия», «Учитель», который формирует у завербованных отношение страха и рабской любви к нему.

• Руководство секты объявляется непогрешимым.

• Существуют разные уровни информации об организации и ее доктрине: для внешнего мира, вновь завербованных, каждой ступени посвящения и, наконец, верхушки. Сведения, соответствующие различным уровням, сплошь и рядом не взаимодополняют друг друга, а элементарным образом не согласуются между собой. Иными словами, непосвященным сообщается ложь.

• Нередко все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, объявляются находящимися во власти сатаны.

• В сектах жестко контролируется сознание и имущество адептов. При этом, зачастую, руководитель живет в условиях несравненно лучших, чем его последователи, и обладает колоссальным состоянием.

 

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Многие новые культы носят тоталитарный и деструктивный характер в связи с тем, что представляют опасность для психического здоровья и самой жизни человека. Основания для опасений дают многочисленные случаи убийств и самоубийств адептов сект на религиозной почве. Приведем только самые известные случаи:

• 18 ноября 1978 г. в Гайане погибло 911 последователей культа Дж. Джонса «Народный храм». Большинство из них покончило с собой, но следствием было установлено, что многим жертвам инъекции яда были сделаны кем-то другим. Среди жертв было много детей.

• В апреле 1993 г. в США массовое самосожжение совершили около ста последователей культа Д. Кореша «Ветвь Давидова».

• 4 — 5 октября 1994 г. в Швейцарии погибли 48 адептов «Ордена храма солнца», из которых 37 были убиты, а 16, вместе с убийцами, покончили с собой. Одновременно в Канаде были убиты еще 5 человек. Среди жертв было несколько детей. Трагедия повторилась 22 декабря 1995 г., когда во Французских Альпах произошло самосожжение еще 16 последователей этого культа, среди которых было трое детей от двух до шести лет.

• 20 марта 1995 г. секта «Аум Синрикё» совершила в токийском метро террористический акт с использованием газа зарин, в результате которого погибло 11 и пострадало 5000 человек.

 

СЕКТЫ И ЦЕРКОВЬ

С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви. Церковь открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. Секта, напротив, противопоставляет себя миру, проклинает его, но при этом живет за счет него. Церковь воспитывает любовь к людям и уважает человеческую свободу. Секта, напротив, внушает ненависть ко всем несогласным и применяет самые различные методы для полного подчинения себе нового последователя. Практически все великие творцы культурных ценностей были членами какой-либо церкви, в то время как ни одна секта не дала миру никаких выдающихся произведений искусства, памятников литературы и философской мысли и никак не обогатила человеческую цивилизацию.

 

Приложение к уроку 1.

 

Десять вопросов навязчивому незнакомцу (полностью можно ознакомиться в прилагаемом дополнительном материале)

 

1. Как долго вы состоите членом группы?

Вам важно с самого начала узнать, с кем вы имеете дело.

2. Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию?

Запомните [его] ответ, потому что если ваш собеседник — представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не прибегнуть к методам вербовки и давления, и тогда самое время будет вспомнить, что он вам соврал, напомнить ему об этом и вежливо, но твердо попросить оставить вас в покое.

3. Можете ли вы перечислить названия всех других организаций, связанных с вашей группой?

Задавая этот вопрос, вы пытаетесь выяснить, не является ли ваш собеседник членом известной вам тоталитарной секты. Почти все секты такого рода создают вокруг себя ряд прикрывающих (фронтовых) организаций, чтобы сходу не отпугивать потенциальных членов.

4. Назовите основателя и, если он уже скончался, верховного руководителя вашей группы.

Не исключена возможность, что вербовщик будет стараться не назвать вам настоящего главу группы, так как его имя может быть достаточно одиозным. Требуйте, чтобы фамилия настоящего главы секты все же прозвучала. Возможно, если вы ее услышите, вам сразу все станет ясным, и вы не захотите более продолжать этот диалог.

5. Расскажите о прошлом главы организации, об образовании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошлого? Привлекался ли он к судебной ответственности? Если да, то за что?

Важно знать, действительно ли лидер — тот, за кого он себя выдает. На самом деле удивительно, насколько часто бывает подмоченной репутация руководителей деструктивных культов. Изучив прошлое главы секты и стиль его жизни, вы можете сделать некоторые выводы о степени доверия, с которой вы готовы к нему отнестись.

6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут?

Большинство вербовщиков вряд ли станет излагать вам учение секты прямо на месте. Их учат возбуждать ваше любопытство и любознательность, чтобы затащить вас к себе; прослушать лекцию, посмотреть фильм, принять участие в семинаре. Они знают, что там, на своей территории, у них будет гораздо больше возможностей и способов подчинить вас влиянию секты.

7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения?

Если ваш собеседник член тоталитарной секты, он скорее всего скажет вам, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться, и что вы сможете продолжать ваш прежний образ жизни и даже сразу достигнете всего, к чему стремитесь. Однако этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов и сразу же заставит их занять оборонительные позиции. Поэтому, задав этот вопрос, внимательно наблюдайте за реакцией вербовщика. Если вам предлагают записаться на бесплатную программу, полезно уточнить, действительно ли она бесплатная, или же после первого, вводного курса вам придется платить по прогрессирующей шкале. То же самое относится и к работе на слишком выгодных условиях: мол, стоит лишь заплатить вступительный взнос (пройти платный подготовительный курс, по «льготной» цене приобрести первую партию товара и т.п.). Помните, что в любой «пирамиде» богатеет лишь ее верхушка.

8. Считается ли деятельность вашей организации небесспорной? Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят?

Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован или насколько он готов к открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: «Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби. Представляете себе? Вот я, например, разве я похож на зомби с промытыми мозгами?» На это можно задать встречный вопрос: «А как, по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?»

9. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которым он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели ваша организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми?

Любая достойная организация с уважением относится к свободе человека и в том числе к праву своих членов покинуть ее. Как бы она ни жалела их за их решение, она никогда не станет препятствовать им в этом. А вот о деструктивных культах этого нельзя сказать. Для них все покинувшие их члены — лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх передними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов.

10. Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации ив ее верховном руководителе.

Мы знаем множество православных, открыто критикующих свою Церковь и ее иерархов. Мы знаем католиков, критикующих папу, и протестантов, весьма резко высказывающихся о своих церквах. А вот слышали ли вы хоть об одном сектанте, открыто высказывающем хотя бы умеренно критические мысли об основателе своей группы, о ее руководстве или о ней самой? До того, как вы согласитесь принять участие в каком либо мероприятии организации, попробуйте сами разузнать что-либо о ней. Если она называет себя христианской, поинтересуйтесь, что о ней думают представители традиционных христианских исповеданий вашего региона, если мусульманской — спросите у мусульман, буддийской — буддистов и т.п. Если же организация утверждает, что ее основателям удалось объединить в своем учении все существующие религии, пожалуйста, будьте особенно осторожны. Как показывает многотысячелетняя история религиозной мысли, такие искусственные «объединения» приводят лишь к дальнейшим разделениям и обособленности.

Если вам ничего не удалось разузнать об организации и она по-прежнему кажется вам заслуживающей внимания, возьмите с собой на ее собрание/мероприятие друга, которому вы доверяете. Таким образом, вам будет с кем обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном.

 

ВОПРОСЫ К УРОКУ 1

1. Почему следует быть хорошо информированным о новых культах?

2. Чем отличается христианство от современных новых культов?

3. Чем объясняется тот факт, что представители новых культов дают о себе неполную или ложную информацию?

4. Для чего нетрадиционным культам требуется постоянный приток новых последователей?

 

 

Урок 2.

 

ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

 

Свидетели Иеговы — это религиозно-политическая и коммерческо-издательская организация, которая, претендуя на звание христианской, образовала в современном мире активную и агрессивную секту.

История секты

Эта секта была основана в 1879 г. в Америке молодым и богатым, но малообразованным коммерсантом (владельцем магазинов готовой одежды) Ч. Расселом, который ранее входил в одну из протестантских церквей. Рассел основал свою религию, веря в то, что он — самый великий пророк Бога после апостола Павла. Организация новой религии была проведена с использованием американских коммерческих принципов. В течение века эта секта (центр ее находится в Бруклине (Нью-Йорк) стала богатейшей религиозной компанией, называющейся «Сторожевая башня», которая, организуя пропагандистские группы во всем мире, распространилась в 200 странах и насчитывает несколько миллионов последователей. Она издает и распространяет колоссальными тиражами журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» Редко встретишь человека, которому не пришлось столкнуться с напористыми распространителями этой печатной продукции и агитаторами своей веры.

Иеговисты используют следующие средства для вербовки новых членов в свою организацию: посещение домов (особенно бедные семьи), навязчивое приставание на улице с целью беседы на религиозные темы, маскировка своей веры под христианскую, раздача книг и журналов, которые, став членом секты, необходимо оплачивать, и др.

Религиозные взгляды «Свидетелей»

• Бог — это только Иегова. Христос — это не Бог, а творение Божие. Святой Дух — не Бог и не личность. Не существует и Святой Троицы. Имя «Иегова» было впервые сообщено Моисею, когда он просил Бога назвать Свое имя (Исход, 3:13—14). Это имя означает «Сущий». Бог ответил Моисею: «Я есть Сущий», то есть «Я — это Тот, Кто есть, Тот, Кто пребывает». Христиане, зная Христа как истинного Бога, имя «Иегова» всегда относили как ко всей Святой Троице, так и ко Христу.

На иконах Христа в нимбе вокруг Его главы христиане всегда пишут «О N», что в переводе с греческого значит «Сущий», а по-еврейски звучит как «Иегова». Однако после того как Бог воплотился и стал человеком, христиане обращаются к Нему по имени, которое Он Сам захотел воспринять.

Основание для этого можно найти и в Библии («Свидетели» выставляют ее как единственный авторитет для себя): «Ибо нет другого имени под небом [кроме Иисуса Христа], данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния, 4:12). В Библии также черным по белому написано и о том, что Христос — Бог. Например, апостол Фома после Воскресения Христа, прикоснувшись к Спасителю, восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн, 20:28), а апостол Павел

пишет «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тимофею, 3:16).

• Очень скоро Христос вернется на землю, чтобы основать здесь тысячелетнее царство со столицей в Иерусалиме. В этот период все будут счастливо жить на земле, ставшей раем. Все «свидетели» займут важные места в правительстве земли, президентом которой будет Христос, премьер-министром — Авраам, а министрами — выдающиеся деятели Ветхого Завета.

• Душа не является бессмертной.

• Предание Церкви, богослужение, святые — это сатанинские выдумки для удаления человека от Бога. Иеговисты вместо богослужения проводят три собрания в неделю с обсуждением библейских и организационных вопросов. Их единственный праздник — иудейская Пасха. Крещением называется простая церемония принятия в организацию.

• Начало Второго Пришествия произойдет при ныне живущем поколении. Ранее неоднократно Пришествие Христа назначалось на конкретный год: 1914, 1918, 1921, 1931, 1975, 1984. Каждый раз, когда указанный год заканчивался, организация теряла много разочарованных последователей.

• Только 144 тыс. верующих из иеговистов спасутся и поднимутся на небеса вместе с Христом после его тысячелетнего царствования. Остальные «свидетели» будут жить счастливо и вечно на земле, тогда как другие люди исчезнут.

Из всего этого становится очевидной справедливость мнения, что иеговисты христианами не являются.

«Свидетели» не признают никакой земной власти, кроме своей собственной организации и ее законов. Не занимаются благотворительностью, кроме как с целью пропаганды и саморекламы. Не допускают сдачи анализов крови и ее переливания, когда их оперируют. Известны случаи смерти детей иеговистов, родители которых не согласились на переливание крови.

Фанатизм иеговистов во многом следует из низкого уровня гуманитарной культуры последователей этой секты, которые слепо верят всему, что им внушают их руководители и что они затем, не задумываясь, повторяют другим.

 

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ (УНИФИКАЦИИ) Мун

Основатель секты — С. Мун. Родился в 1920 г. в Корее. Родители, когда мальчику было 10 лет, стали протестантами. В 16 лет, утверждает Мун, ему явился Христос и поручил завершить дело, которое не удалось выполнить Ему Самому. С тех пор Мун, считая себя Мессией и спасителем всего человечества, распространил свою религию в Корее, а с начала 70-х годов достиг в этом деле потрясающего успеха в США. Несколько раз был судим и отбывал наказание в заключении, по мнению большинства исследователей, за ритуальный секс в своей секте. Последнее связано с учением Муна о том, что Ева согрешила с Люцифером, и теперь только физическая связь с ним, Муном, может очистить человечество, так как Мун безгрешен. Эта связь выражается в том, что Мун и его жена (пятая или шестая по счету) считаются Подлинными Родителями, верующие в него заключают брак по его указанию, а на брачной церемонии, по словам ближайшего помощника Муна, пьют вино с добавленной в него кровью Муна. Вся секта провозглашает себя Подлинной Семьей.

Секта Муна — настоящая финансовая империя, капитал которой насчитывает более 1 млрд. долларов. Ей принадлежат множество заводов, в том числе по производству оружия, а также газеты, морские суда и т.д.

Методы вербовки

Примечательным является метод обращения в мунитство новых членов. Начиная с разговора на общедуховные темы, как правило, муниты не называют настоящего имени своей организации, при этом льстят и предлагают продолжить знакомство, приглашая к себе на собрание. Там же человек бомбардируется длинными монотоиными лекциями, действующими гипнотически, его ни на миг не оставляют наедине с собой, чтобы не дать ему одуматься и прийти в себя, громко поют и часами занимаются спортом. В результате «промывания мозгов» новичок чувствует, что его связь с миром уже порвалась. Когда человек уже полностью завербован, он просто становится одним из добытчиков денег для секты.

В США многие родители, потеряв своих детей, стали обращаться за помощью к профессиональным детективам-психиатрам, так называемым депрограмматорам, которые, похищая юношей и девушек из секты, возвращают их затем к нормальному состоянию сознания и способности критически оценивать происходящее. В ответ на это Мун стал призывать своих последователей к самоубийству в случае опасности депрограммирования. При этом говорилось, что самым предпочтительным было бы имитировать убийство, якобы совершенное депрограмматором (например, броситься под его машину).

Особенность церкви Объединения — множество дочерних организаций: Международный религиозный фонд, Вузовская ассоциация по изучению Принципа («Божественный Принцип» — главное сочинение Муна), Международный фонд образования и др. Полный их перечень может составить целую брошюру. Большинство этих организаций скрывает свою связь с церковью

Объединения.

 

Приложение к уроку № 2

Из проповедей С. Муна

«Мессия должен быть богаче всех. Только он способен владеть всем. Пока это не достигнуто, ни он, ни Бог не будут счастливы.

Не приходило ли вам когда-либо в голову, что вам придется умереть за церковь Объединения? Станете ли вы жаловаться на меня в момент смерти? Без меня на земле все исчезнет. Итак, кого вы хотите видеть мертвым — меня или самих себя ?... 10 или 100 тысяч из вас должны быть готовы умереть ради целей Объединенной семьи на земле. Уже недалек тот день, когда я без предупреждения и без приглашения войду в офис сенатора или конгрессмена, а его помощники сорвутся с мест и приведут ко мне своего сенатора или конгрессмена, говоря, что ему следует видеть преподобного Муна.

Придет время, причем без всяких усилий с моей стороны, когда мои слова станут законом. И если я попрошу чего-либо, то это будет сделано. Если же я не пожелаю чего-то, это сделано не будет. До тех пор пока наша христианская миссия не получила завершения, мы должны цитировать Библию и использовать ее для объяснения «Божественного принципа». Но когда наследие христианской церкви перейдет к нам, мы получим свободу учить без Библии.

Из всех святых, когда-либо посланных Богом на землю, я — самый удачливый».

Цитируется по книге:

Л.Н.Митрохин. Религии «нового века». М., 1985, с. 34, 36, 35, 37, 25, 40

 

«Если бы кто-нибудь понял мой внутренний мир, то он был бы сокрушен сочувствием. Когда духовно просветленные люди молятся обо мне, ответ Бога всегда одинаков. Он отвечает на их молитвы слезами, потому что когда Бог дума-

ет о своем одиноком стороннике здесь, на земле, Он просто рыдает. Считается, что совершенно невозможно когда-либо привести в порядок громадную запутанность человеческой истории, и даже Бог едва ли знал уверенно, где начать свой промысел. Но один-единственный человек раскрыл этот секрет и пережил все, чтобы осуществить Божий промысел».

Цитируется по книге: «Всемирное писание».

Издание Международного религиозного фонда.

М., 1995, с. 324

ВОПРОСЫ К УРОКУ 2

1. Почему ни одна из христианских церквей не признает свидетелей Иеговы христианами?

2. Чем объясняется навязчивость и напористость проповедников-иеговистов?

3. Дайте оценку тезису Муна о том, что он призван завершить то дело, которое не удалось Христу.

4. Как вы думаете, для чего церкви Объединения нужно столько разнообразных дочерних организаций?

 

 

Урок 3.

 

ПСЕВДОВОСТОЧНЫЕ И СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (кришнаиты, «Харе Кришна»)

 

Этот культ возник в конце 60-х годов, когда в Америку приехал миссионер из Индии А. Бхактиведанта (впоследствии к его имени прибавили «Прабхупада», что означает «наставник наставников», и стали называть «Его Божественная Милость»).

Бхактиведанта Прабхупада (1896—1977) родился в Калькутте, закончил местный университет, стал преуспевающим бизнесменом. Он исповедовал индуизм (кришнаизм). В 50-х годах покидает семью и становится монахом (в индуистском понимании). Его духовный учитель завещал ему миссионерство на Западе.

В 1965 г. он приезжает в США, читает лекции о Бхагавадгите и проповедует веру в Кришну. Проповедь имеет успех. Он открывает множество храмов и ашрамов — поселений коммун, где весь образ жизни подчинен культу.

Особенности веры и культа

Верховным богом является Кришна, все остальные божества — его аватары (воплощения), только менее совершенные. После смерти человеческая душа поселяется в новое тело. Чтобы разорвать цепь бесконечных перевоплощений, нужно избавиться от материального мира и слиться с Кришной. Самый совершенный способ почитания Кришны — посвящение ему всего себя и жизнь, сходная с монашеской: долгие ежедневные богослужения, постоянное пение мантры (молитвы) «Харе Кришна» (1728 раз в день), вегетарианство, половое воздержание и т.п. Ежедневно изображению Кришны приносятся жертвоприношения: вода, цветы и пища, которую затем едят кришнаиты. Таким образом они очищаются от грехов и соединяются с Кришной. Кришнаиты обычно носят традиционную индийскую одежду, а мужчины, к тому же, бреют голову, оставляя косичку на затылке, за которую, как говорят, Кришна поднимет их на духовное небо.

Как замечают западные исследователи, одно из отличий этого общества от индуизма — забота о сборе денег на храмы и ашрамы. Кришнаиты часто выходят на улицу ради сбора денег, тогда как в индуизме деньги не являются целью уличных шествий.

 

NEW AGE

(Нью Эйдж - Новый Век)

Так называется религиозное движение, состоящее из множества организационно разобщенных между собой групп, которые, однако, во многом признают свое единство.

Последователи New Age верят в то, что разделение на разные культуры, страны и религии заканчивается. Наступает новая эпоха — эра Водолея (по имени знака зодиака), под которой она будет протекать, а христианская эра Рыб заканчивается. В новую эпоху мир станет единым, и все религии сольются в одну общую. Тогда-то на Земле и воцарится мир и благоденствие. Путь к этому лежит через изменение личности, изменение ее сознания, которое достигается в религии Нового Века. В основе религии — вера в то, что все есть Бог, весь мир и каждый человек — это Бог. Все едино.

Необходимо это только осознать. Бога-Личности, Бога-Творца, по мнению последователей, не существует. До того, как произойдет осознание тождественности себя с Богом, происходит череда перевоплощений — переселение души после смерти в иное тело в соответствии с законом кармы. Это учение религия Нового Века позаимствовала из индуизма. Хоть и нет одного Бога-Личности, зато есть множество духов, с которыми можно и нужно общаться с помощью магии, кристаллов, спиритизма. Духи помогают прийти к осознанию «подлинной реальности».

Движение Нового Века — это незнание истинного Бога и вера в возможность спасти себя самому посредством осознания «высшей реальности». Эта реальность понимается в духе эклектизма — нагромождения мистических идей, надерганных из различных религиозных систем. Вся идеология New Age проникнута духом оккультизма. Источники этого течения находятся в теософии, речь о которой пойдет на одном из следующих уроков.

 

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ

(она же - Дианетика) Хаббард

Основатель — Р. Хаббард (1912—1986), до 1950 г. писательфантаст, а после — «пророк» новой религии. В 1949 г. на съезде писателей-фантастов он заявил: «Писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ — это основать свою собственную религию». Через год он публикует книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья», а в 1954 г. регистрирует свою церковь Сайентологии, соединив психоанализ, буддизм и «детектор лжи» э-метр в одно. Однако все это было объявлено религией в связи с тем, что по законам США религиозные организации имеют налоговые льготы. С самого начала сайентология стала сверх-

прибыльным бизнесом, так как завербованного побуждают платить возрастающие в прогрессии суммы за очередную ступень очищения и посвящения. Разрушительное воздействие на психику последователей и попытки проникновения в архивы государственных структур привели к осуждению и тюремному заключению руководителей организации. Хотя сайентология обещает своим адептам полное освобождение от душевных и физических недугов и вредных привычек, сам Хаббард не смог избавиться от наркотической и никотиновой зависимости (выкуривал до 80 сигарет в день) и всю жизнь страдал манией преследования. Документально подтверждены и его занятия черной магией.

Теория и практика сайентологии.

Каждый человек — это бессмертное существо, «тетан», бесконечно перевоплощающийся как здесь на земле, так и в космосе. Все сильные жизненные впечатления, особенно душевные травмы, записываются, прилипают к тетану в виде «инграмм», которые отягощают его существование. Осознание этих инграмм позволяет от них освободиться, «очиститься». Очищение происходит в диалоге пациента со служащим церкви Сайентологии с помощью прибора э-метра. Э-метр — это гальванометр, измеряющий электропроводность кожи и состоящий из двух жестяных банок и индикатора со стрелкой. Пациент берет в руки эти банки, ему задают вопросы, и если какой-либо вопрос вызывает повышенную эмоцию, стрелка прибора сильно отклоняется. Вопрос повторяют до тех пор, пока стрелка не перестанет колебаться, — это якобы значит, что инграмма стерта. Полное очищение происходит, когда стираются все инграммы. Эта цель достигается годами, а расходы по ее достижению могут составить десятки тысяч долларов. Но и тогда очищенным предлагается восемь ступеней еще более высокого посвящения. Считается, что «очищенные тетаны» могут управлять пространством, временем, материей, выходить из тела и путешествовать по вселенной.

Адепты увязают в сайентологии потому, что после сеансов испытывают ощущение эйфории, сходное с наркотическим опьянением, и таким образом приобретают психологическую зависимость.

Сайентология старается проникнуть в аппарат государственной власти, в престижные учебные заведения и на крупные промышленные предприятия. Против несогласных и разоблачающих деятельность сайентологии людей эта организация производит сбор и распространение компрометирующей информации, использует клевету, доносы и другие разнообразные формы преследования.

Существует несколько дочерних организаций сайентологии: «Нарконон» (заявляющий, что реабилитирует наркоманов), «Криминон» (реабилитация заключенных), «Хаббард-колледжи» и др.

Избавление от разрушительных последствий сайентологической практики для психики и личности занимает продолжительное время и требует от него больших усилий. Во многих странах сайентология запрещена. Это одна из самых опасных для общества и личности человека деструктивных тоталитарных сект.

Главная цель большинства новых культов — вербовка новых членов, прежде всего для обогащения и усиления господства руководителей этих сект. Удачи в вербовке приводят к трагедиям и жизненным катастрофам многих тысяч людей. Все это обязывает нас внимательно отнестись к новому явлению в нашей жизни — нетрадиционным культам.

 

 

Приложение к уроку № 3

 

«Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве. Его величие не односторонне, оно — многогранно».

Б. Прабхупада. Бхагавадгита как она есть.

Гл. 10, комментарий к тексту 36

 

«Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип... Таким образом, убийство в бою во имя религиозных принципов и убиение животных на жертвенном огне не считаются актами насилия, ибо совершаются во имя религиозных принципов и являются благом для всех».

Там же, гл. 2, комментарий к тексту 31

 

«Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег».

Р. Хаббард. Официальное послание к сотрудникам,

9 марта 1972 г.

 

«Наша цель не в том, чтобы быть паиньками. Наша цель — иметь свободу и повышать производительность нашей конторы. Единственное, что интересует Этисуд*, это а) вводить новую технику, осваивать ее и добиваться полного овладения ею; б) неуклонно совершенствовать уровень работы, выдавать на-гора, чтобы наша контора росла с каждым днем. Поэтому, если сотрудник, судя по статистике, вкалывает как надо, то и Этисуд не будет висеть у него на хвосте. Но если статистика показывает что-то не то, то суд живо выявит всю подноготную.

В общем, если по статистике сотрудник ишачит на всю катушку, он может смело идти на мокрое дело, но если он сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих».

Р. Хаббард. Официальное послание к сотрудникам,

1 ноября 1965 г.

 

«Сайентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти для достижения тотальной дисциплины. Иначе она не выживет».

Р. Хаббард. Официальное послание,

5 января 1968 г.

 

«Г-н Хаббард является типичным шарлатаном».

Из постановления Лондонского Верховного суда.

1984 г.

Все цитаты взяты из книги: Капкан безграничной свободы М., 1996, с. 46, 52, 69,47

 

* Этический суд, «суд чести» сайентологов, который предусматривает слушания и может назначить наказание.

 

ВОПРОСЫ К УРОКУ 3

 

1. Кришнаиты заявляют о себе как о продолжателях древней религии. Что дает нам основание относить их к новым культам?

2. Опираясь на то, что вам уже известно о разных религиях (в том числе об их расхождениях по главным вопросам веры — например, вера в Христа как единственного Спасителя и Бога и непризнание этой истины, вера в уникальность человеческой жизни и вера в переселение душ), сформулируйте вывод о реалистичности стремления к объединению всех религий мирным путем.

3. Так что же такое сайентология: религия, психиатрическая техника, наука или бизнес? Попытайтесь дать ей верное определение.

4. Может ли сегодня возникнуть новая религия, которая была бы истинной?

 

 

Урок 4

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА

 

В последние десятилетия наблюдается всплеск религиозного фанатизма. Именно он является причиной непрекращающихся религиозных войн на Ближнем Востоке, в Индии, Северной Ирландии... Что же такое религиозный фанатизм и как его можно отличить от истинной веры и стараний осуществить эту веру в жизни?

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Главными видами фанатизма являются: расовый, националистический (шовинизм), политический (фашизм, тоталитаризм) и религиозный (религиозная нетерпимость).

 

ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты как с представителями своей, так и с последователями иных вероисповеданий. Главными его видами являются:

обрядоверие — приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

пуританство строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;

прозелитизм привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;

религиозная экспансия — стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения. Но и религиозная история народов полна ересей, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной

церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров, и др.

 

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Главными причинами фанатизма являются:

Политические: политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии.

Психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм.

Религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры «огнем и мечом») или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.

 

СЛЕДСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Действительно, фанатизм:

• создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;

• искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества — любви к ближнему, без которой вера мертва;

• удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;

• толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;

• вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигают в нем ненависть и побуждают на кровавые конфликты.

 

ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К ФАНАТИЗМУ

Фанатизм никак не может быть связан с истинной христианской верой, потому что в истиной вере нет места слепоте, ненависти и насилию.

Религиозная ревность и усердие являются добродетелями только тогда, когда они вдохновлены любовью и происходят от чистого сердца и подлинной веры. Таким просвещенным усердием, а не слепым фанатизмом, обладали апостолы, мученики, отцы Церкви, миссионеры и многие другие христиане, потому что их веру вдохновляла глубокая и бескорыстная любовь к Богу и человеку. Апостол Павел говорит: «Если имею дар пророчества... и всякое познание и всю веру, а не имею любви, — то я ничто» (1 Коринфянам, 13:2). Христианская ревность проявляется в святости жизни, деятельной любви и жертвенном смирении.

 

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА

Религиозная свобода личности является одним из важнейших прав человека, и поэтому во многих государствах она защищается конституцией, которая предоставляет гражданину право самому выбирать религию или не выбирать никакой.

На международном уровне религиозная свобода была принята ООН в 1948 г. как часть «Всемирной декларации прав человека» (18 статья), что было признано большинством цивилизованных государств, включивших ее в свои конституции. Несмотря на это, в истории вплоть до сего дня многократно появлялись теократические или атеистические режимы, которые пренебрегали этим человеческим правом. С другой стороны, некоторые религии или секты, используя невмешательство государства, предпринимают попытки привлечь к себе сторонников других религий, употребляя обычно не уважающие свободу средства (угрозы, подкуп, интриги и т.д.)

Каково должно быть наше отношение к представителям иных религий ?

К заблуждениям и предрассудкам еретиков и представителей иных религий не следует относиться с фанатичной нетерпимостью. Кроме того, что это не соответствует духу христианства, это еще, как показывает история, и совершенно бесполезно. Общение с людьми иной веры может привести к желаемому результату и стать плодотворным только при условии свободного диалога и взаимного уважения к личности собеседника. Естественно, это не значит, что христиане могут быть равнодушными к своей вере и идти на компромисс с иными верованиями.

Прозелитизм иных религий не будет опасен для христиан, если они будут хорошо знать свою веру и жить в согласии с ней. Тогда их не увлечет чуждая религиозная агитация и пропаганда.

 

Приложение к уроку № 4

 

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Конституция Российской Федерации, статья 28

 

ВОПРОСЫ К УРОКУ 4

 

1. Как связаны между собой религиозный фанатизм и религиозная ненависть?

2. Чем отличается религиозный фанатизм от стараний жить согласно вере?

3. Совместима ли христианская вера с фанатизмом? Аргументируйте свой ответ.

4. Обсудите, почему православные проявляют гораздо меньшую активность в распространении своей веры, чем представители большинства религий и сект.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учебное заведение

казачья средняя общеобразовательная школа №5

пос. Зеленолугский Мартыновского района Ростовской области.

Открытый урок по предмету «История религий мира»

Тема: «Секты – новые религиозные культы»

11 класс, учитель: священник Виктор Мельников.

 

Дата_30 апреля 2008 г

Класс_ 11

Учитель_священник Мельников В.М.

 

Тема: «Секты - новые религиозные культы».

Цели:

1. Закрепить полученные знания учащихся по теме «Секты». Повторить основные типы характеристик новых религиозных культов. Уметь оперировать терминологией, связанной с темой сектантства.

2. Развивать навыки распознавания деятельности сект, характеризовать основные методы воздействия на человека и общество.

3. Воспитывать нравственные качества; патриотическое сознание традиционно-православного мировоззрения Донского казачества.

 

Оборудование: учебное пособие «Христианство и религии мира» под ред. кандидата богословия, священника Олега Давыденкова; видеосопровождение; «Толковый словарь русского языка» Ожегова, Шведовой, таблицы терминов.

Литература: «Сектоведение», учебное пособие под ред. А. Дворкина.

 

Ход занятия:

I.  Организация класса.

- Христос воскре?се! (Воистину воскре?се!)

Объявление темы и целей занятия.

 - Тема нашего занятия – закрепление знаний по пройденной теме «Секты – новые религиозные культы». В ходе урока мы определим типологическую принадлежность сект по видеофрагментам, дадим определение понятию «секта». Вы должны показать знания типологии сект, их названий, уметь давать характеристику и определять принадлежность новых религиозных культов по их воздействию на общество. (Таблица «Знать…», «Уметь…» заранее находится на левой части доски).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вводное слово учителя.

- В последнее время в нашей стране появилось много новых религиозных движений, сект, которые объявляют, что только у них можно спастись, познать истину, победить зло. Человеку, который не обладает достаточной информацией, трудно выработать правильное отношение к таким группам. Поскольку представители новых культов не говорят о себе всю правду, можно сказать, что их истинные цели отличаются от тех, которые они декларируют.

2. Фронтальный опрос.

- Итак, дайте определение понятию «секта».

         (заслушивается 2 варианта ответов, близких к словарной статье)

   (На доске разворачивается заранее заготовленный плакат с определением из толкового словаря Ожегова, Шведовой: «СЕКТА - религиозное объединение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее.» - Зачитывается учителем)

- Какие группы новых культов вы знаете?

         (Псевдохристианские, Псевдовосточные и Синкретические, или   объединяющие) – На доске (по середине) разворачивается структурная схема:

 

СЕКТЫ

 Псевдохристианские         Псевдовосточные           Синкретические

 

- Охарактеризуйте каждый тип. Дайте примеры.

        (Псевдохристианские. К ним относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. При этом у псевдохристианских культов есть и другие — в действитель­ности более важные для них, чем Библия, авторитеты: самозваные пророки, которые стали основателями этих культов и их писания. Все они называют себя христианами, скрывают свое официаль­ное название, так как им известно, что ни одна христианская церковь их христианами не признает.

К таким культам относятся: «сви­детели Иеговы», «церковь Объединения» (или «муниты»), «церковь Иисуса Христа святых последних дней» или «мормоны», «церковь По­следнего Завета» (секта Виссариона), «Богородичный Центр», «Белое Братство», «пятидесятники» и «неопятидесятники»)

(Псевдовосточные. Такое определение говорит о происхождении главных идей этих культов с Востока (в основном из Индии, Китая и Японии), хотя почти все они стали распростра­няться по миру из США. Это объясняется тем, что в Америке в результате соответствующей переработки они приобрели тот «то­варный вид», который смог стать привлекательным для людей за­падной цивилизации.

К ним относятся, прежде всего, движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), транс­цендентальная медитация (ТМ) и «Аум Сенрике»).

(Синкретические, или объединяющие. В основу этих сект положены в различных пропор­циях элементы вероучений христианства, буддизма, индуизма вме­сте с элементами оккультизма, теософии, а также фрагментами современных научных теорий.

К ним относятся: церковь Сайен­тологии (ее подготовительная ступень — Дианетика), New Age (Но­вый Век, Эра Водолея), последователи Ре­рихов, Карлоса Кастанеды и др.)

- Что общего есть у всех этих типов религиозных групп?

        (•На последователей оказывается очень мощное психологи­ческое, нередко гипнотическое, воздействие. Обычно им внушается, что только они спасутся, а все остальные погиб­нут.

•Во главе стоит «Пророк», «Отец», «Спаситель», «Мессия», «Учитель», который формирует у завербованных отноше­ние страха и рабской любви к нему.

•Руководство секты объявляется непогрешимым.

•Существуют разные уровни информации об организации и ее доктрине: для внешнего мира, вновь завербованных, ка­ждой ступени посвящения и, наконец, верхушки. Сведения, соответствующие различным уровням, сплошь и рядом не взаимодополняют друг друга, а элементарным образом не согласуются между собой. Иными словами, непосвящен­ным сообщается ложь.

•Нередко все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, объявляются находящимися во власти сатаны.

•В сектах жестко контролируется сознание и имущество адептов. При этом, зачастую, руководитель живет в услови­ях несравненно лучших, чем его последователи, и обладает колоссальным состоянием.)

- Назовите типы сект, которые традиционно присутствовали на Донской земле, дайте их названия.

   (На территории Войска Донского сект не было)

- Почему?

          (Казачество свято чтило память предков и всегда стояло на страже Православной веры, не допуская появления сект на Дону).

- Если исторически на территории Войска Донского не существовало сект, то зачем мы их характеризуем?

           (Мы родились и выросли на Донской земле и должны сохранять обычаи и традиции наших славных предшественников, заповедовавших нам оберегать Православную веру от агрессии любых религиозных сект. Кроме того, на донской земле уже стали появляться и действовать некоторые псевдохристианские религиозные группы: «пятидесятники», «свидетели Иеговы», а так же последователи Рерихов. Мы должны знать особенности их деятельности, чтобы предостеречь друзей, родственников и наших детей от негативных и разрушительных последствий деятельности сект, сберечь славу Донцов от забвения).

3. Просмотр видеоматериалов.

    - Итак, сейчас вам предстоит на практике определить тип религиозной группы. Для этого мы просмотрим несколько видеофрагментов, снятых СМИ или в записи богослужений, сделанными самими адептами той или иной секты. После каждого фрагмента вы должны дать название и кратко охарактеризовать особенности деятельности данной религиозной группы.

            (Учащимся предлагается диск с соответствующими видеофрагментами. После просмотра каждого фрагмента воспроизведение приостанавливается и уч-ся характеризуют материал по схеме:

- Название секты;

- Тип секты с приведением доказательств;

- Краткое описание деструктивного типа действий, оказываемое на адептов.

На диске представлены следующие фрагменты:

 - Сайентологи (синкретич.)

- Неопятидесятники (псевдохрист.)

- «Храм солнца» (синкретич. с элементами оккультизма)

- «Аум сенрике» (псевдовосточ.)

- «Ветвь Давидова» (псевдохрист.)

- секта Виссариона.(псевдохрист.)

Общая продолжительность видео – 18 минут)

III. Итоги занятия.

- Хорошо, подведем итоги. На основе закрепленных теоретических знаний и просмотренных видеоматериалов сделаем обобщение понятию «секта». Обобщите.

         (Мы увидели, что религиозные секты, в основном, это не отделившаяся группа и противостоящая не только традиционной конфессии. В определение секты входит, в первую очередь, тот факт, что секта организуется каким-то деятелем, претендующим на особый статус. Кроме того, секты зачастую противопоставляют свою деятельность против культуры народа, где они действуют, вводя свою, новую. Следовательно, определение можно сформулировать так: «Секта – закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона») – данный вывод разворачивается в виде заготовленной заранеетаблицы на доске.

- Как вы считаете, сумели вы, получив знания типологии сект определить их воздействие на общество? (показывая на «знания» и «умения» учащихся, определенные на доске)

        (Да, при этом сделали основной вывод: зная деструктивную сущность деятельности большинства сект, которую они оказывают на культуру народа, наша задача – не предать веру казаков, сохранив при этом и саму уникальность казачества, как защитника Православной веры)

IV. Задание на дом.

- Повторить § 31-34 учебника (задание записывается на доске)

 

 

Приложение.

 

Определения из Словаря Ожегова

СЕКТА - Религиозное объединение, отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).

Десять критериев деятельности секты: дестабилизация сознания; непомерные финансовые притязания (поборы); навязывание разрыва с прежним окружением; покушения на физическое здоровье; вербовка детей; антиобщественные высказывания; нарушения общественного порядка; привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям; нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств); попытки проникновения во властные структуры.

Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

Религиозное сектантство.

Данный термин не имеет однозначного толкования и правовой характер он сможет получить только тогда, когда государство явно обозначит свою религиозную принадлежность или, по крайней мере, особую заинтересованность в какой-то конкретной религии (в новом Законе “О свободе совести и религиозных объединениях” эта тенденция в отношении выделения РПЦ лишь едва обозначена). До тех пор, в формально-светском государстве этот термин может использоваться только в культурологических, сравнительно религиоведческих описаниях и его применение в законодательстве практически исключается.

 

Наглядность. (каждый фрагмент – на отдельном листе формата А4)

 Тема: «Секты – новые религиозные культы»

Знать: типологию сект и их названия

Уметь: давать характеристику по их воздействию на общество

 

 

 СЕКТЫ

 

Псевдо-восточные

 

Псевдо-христианские

 

Синкретические

 

 


Секта – закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона


Назад к списку